1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 899

Уж лучше — на пятнадцать суток!

Анекдотов о своеобразных отношениях между дорожными инспекторами и водителями в народе гуляет, возможно, больше, чем про тещу. Смешные такие… Правда, есть один несмешной, который регулярно рассказывают статистики, — о количестве жертв дорожных аварий.

В общем, не до смеха — с аварийным кошмаром надо разбираться по-серьезному. В Госдуме в первом чтении рассмотрен законопроект, который сильно ужесточает наказания за нарушения Правил дорожного движения. Готовы ли автомобилисты мужественно встретить такую «терапию», нужны ли и к чему могут привести предлагаемые «экзекуции», спросили у народа.

 

Закручивание гаек вокруг ситуации на дорогах выглядит и необходимым, и уже неотвратимым. Но в таком деле, как всегда, главное резьбу не сорвать. Возможно, не перекрутить в этом вопросе депутатам помогут результаты почти одновременных исследований нескольких авторитетных социологических центров. Правда, данные опросов в некоторых случаях довольно сильно разнятся.

Вот, думается, главный вопрос, заданный респондентам: нужно ли вообще ужесточать наказания за нарушения ПДД? Судя по результатам, полученным Фондом «Общественное мнение», — еще как! То, что 69% населения в целом за такие меры, удивлять, пожалуй, не должно. Интереснее, что и две трети водителей — 66% — не прочь понести дополнительные наказания и только 21% выступили супротив.

Буквально за неделю до этого опроса аналогичное исследование провел ВЦИОМ, так у него, можно сказать, народ, отвечая на поставленный вопрос, изрядно ерепенился. Среди автомобилистов 46% согласились с ужесточением наказаний, а 38% были против.

В этом замере любопытно уже то, что даже пешеходы не выразили подавляющего восторга от того, что «водилам» достанется на орехи, — 52%. Однако и при столь значительных расхождениях в результатах двух опросов отметим, что поддерживающих законодательные ужесточения все-таки больше, даже среди водителей.

Возможно, эти расхождения вызваны тем, что ВЦИОМ прежде вопроса о надобности гайкозакручивания предложил респондентам оценить ныне действующую систему наказаний. А вышло интересно: 23% водящих авто заявили, что наказания и так слишком жесткие, и еще 46% считают их вполне адекватными нарушениям. Из этого, надо полагать, напрашивается вывод, что дело не столько в строгостях самих норм закона, сколько в практике их применения. Иначе говоря, будь гаишники принципиальнее, не бери они взяток, и на дорогах воцарился бы порядок.

Действительно, на вопрос Левада-Центра, к чему приведет закон об ужесточении наказаний за нарушения ПДД, только 29% респондентов указали на весомое снижение числа ДТП, а 57% усмотрели существенное увеличение размеров взяток.

Может, и случайно, но вышло самокритично: в исследовании ФОМ 72% опрошенных водителей полагают, что в их рядах чаще предпочитают решать «вопросы» с дорожными инспекторами на «взаимовыгодной» основе, а вот такие поползновения в среде гаишников подозревает 61% рулящих респондентов.

Эту линию ярко продолжают и вциомовские данные: так, среди тех, кто выступает за усиление строгостей, на вопрос, для чего это надо, причина «взяточничество среди инспекторов ГАИ» удостоилась всего 2% — самого низкого показателя. Противники ужесточения выделили этой проблеме достойную вторую строчку среди причин (17% среди всех и 19% — автомобилисты), но, думается, не обойти вниманием и следующие две «весомые» причины: повышение штрафов ударит по малообеспеченным — 11% и низкий уровень доходов населения — 10% (соответственно 10 и 12% — автомобилисты).

Далее, фомовские респонденты назвали нарушения, за которые нужно особо ужесточить наказания: пьянство за рулем (59%), проезд на «красный» (31%), превышение скорости (29%), выезд на встречную полосу (25%), езда по тротуарам и управление машиной без соответствующих прав (по 24%), оставление места ДТП (13%), остальное — так себе.

Добавим к этому данные ВЦИОМ: увеличение минимального размера штрафа с 50 до 300 руб. одобряют 39% водителей и против этого 48%, увеличение размеров штрафов в среднем в 5—10 раз — соответственно 27 и 59%, а вот арест на 15 суток за особо тяжкие нарушения правил — 48 и 40%. Причем с августа 2006 г. по апрель нынешнего «популярность» увеличения минимального штрафа снизилась среди всех граждан с 52 до 47%, а 15-суточного ареста выросла с 45 до 52%.

В большинстве соглашаясь, что балаган на дорогах пора прекращать, люди все же полагают, что вся мощь жестокостей должна обрушиться на головы водителей, так сказать, безбашенных, а большинство остальных, нормальных, хоть и не без грехов, в бараний рог штрафами скручивать все же не стоит.

Как прислушаются к этим пожеланиям власти, посмотрим. Вообще-то и мелкие нарушения часто приводят к серьезным ДТП. Тут, с чем согласно и большинство водителей, надо поднимать общую дисциплинированность на дорогах. И для этого у власти велик соблазн хорошенько огреть всех, дабы и мысли нарушать правила выбить из голов. Пожелаем ей, однако, не доводить законодательные ужесточения до абсурда, когда рядовые нарушители правил начнут писать заявления: «Прошу заменить мне выплату штрафа заключением на 15 суток».

И еще. Согласно официальной статистике на нарушения правил водителями приходится третья часть ДТП, еще треть — «заслуга» пешеходов, остальное — из-за битых дорог. Хорошо бы и «орехи» делить по справедливости…