Изношен и особо опасен

Страхование опасных производственных объектов должно быть обязательным и необременительным
| статьи | печать

Разработчики законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (ОПО) не теряют надежды, что Госдума РФ рассмотрит его во втором чтении в ближайшее время.

 

Напомним, в первом чтении многострадальный законопроект был принят еще в декабре 2005 г., после чего Дума около 10 раз откладывала его дальнейшее рассмотрение по причине «высокой коррупционной емкости» и «большой нагрузки на госбюджет», причем в процессе подготовки ко второму чтению в текст было внесено более 200 поправок.

В результате речь больше не идет о том, чтобы обязательное страхование ОПО вступило в силу с 01.07.2007, как это предполагалось еще три месяца назад. «Теперь предполагается, что закон об ОПО вступит в силу с 1 января 2008 г., гарантийный фонд, сформированный для выплат в случае банкротств участников этого рынка, начнет действовать с той же даты, а для предприятий с государственным и муниципальным участием закон вступит в силу с 1 июля 2009 г.», — сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль, один из авторов законопроекта.

Пока страхование ответственности владельцев ОПО осуществляется в рамках Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.97      № 116-ФЗ), за соблюдение промышленной безопасности отвечает Ростехнадзор. Правовые нормы, регулирующие страхование ответственности ОПО за нанесение ущерба в результате промышленной деятельности, содержатся также в следующих законодательных актах РФ:

·       Гражданский кодекс РФ (ст. 931, 1079);

·       ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23);

·       ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 28);

·       ФЗ «О страховании» (п. 12, приложений 2).

Надо сказать, что страховой способ возмещения ущерба начал развиваться у нас с 90-х годов, однако его широкое использование сдерживалось тем, что законодательно нельзя было однозначно определить возможность отнесения затрат на страхование к расходам. В связи с чем были споры налоговых органов с налогоплательщиками. Необходимо, чтобы закон, который вступит в силу в будущем, позволял относить эти затраты на расходы на основании Налогового кодекса РФ. Еще одним плюсом нового законопроекта страховщики считают поправку о создании единой информационной системы ОПО (пока страховые компании имеют собственные данные, которые очень разнятся). Законопроект предусматривает единовременные выплаты в случае причинения ущерба, повлекшего смерть, в размере 600 тыс. руб. (плюс 25 тыс. руб. на погребение), при нанесении вреда здоровью — 600 тыс. руб., в случае нарушения условий жизнедеятельности — 200 тыс. руб., при нанесении ущерба имуществу физического лица — 360 тыс. руб., юридического лица — 500 тыс. руб. Суммарный лимит страхового возмещения составит от 14,8 млн до 6,5 млрд руб. и будет определяться типом объекта, тарифы для предприятий будет устанавливать Правительство РФ. Сейчас, по данным Ростехнадзора, в России страхованием охвачено не более 10—15% организаций, эксплуатирующих ОПО. По расчетам экспертов, в случае принятия законопроекта ожидаемый размер премий за год составит 27,8 млрд руб., то есть вырастет в 30 раз.

Под действие нового закона подпадут:

·       АЗС, газонаполнительные станции, а также базы хранения ГСМ, моторных масел;

·       предприятия, которые до сих пор страховали свою ответственность в добровольном порядке по Закону о промышленной безопасности;

·       гидротехнические сооружения.

Новый законопроект фактически объединяет страхование ОПО (Федеральный закон
№ 116-ФЗ) и страхование гидросооружений (ФЗ № 117-ФЗ), что позволит начать реальную работу по страхованию рисков на гидросооружениях. Риски эти, надо заметить, велики.
По сообщению представителя Ростехнадзора Василия Поливанова, «оборудование большинства гидротехнических сооружений отработало по полвека и более, и при страховании гражданской ответственности владельцев ОПО Ростехнадзор собирается уделять особое внимание тому факту, что часть оборудования работает за пределами определенного производителем срока». Правда, когда исправленный законопроект пройдет сквозь игольное ушко Госдумы, до конца неясно: влиятельных лоббистов хватает и среди его принципиальных противников.