1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1151

Прохлада перемен

на 15—20% в ближайшее время увеличится цена на мороженое

Наши читатели встревожены: любимое лакомство — мороженое — подорожает. Этот факт отмечает и статистика, и отраслевой союз. «ЭЖ» попыталась разобраться, почему растут цены и какие перспективы у российского «ледяного крема», вместе с председателем правления Союза мороженщиков России, президентом ОАО «Росмясомолторг» Вячеславом ВЫГОДИНЫМ и его коллегами.

Cамая высокая стоимость порционного мороженого у предприятий Дальневосточного федерального округа — 90 руб./кг; самое дешевое предлагают предприятия Центрального и Южного федеральных округов — 60 руб./кг.

С начала года в России произведено около 190 тыс. тонн мороженого и, несмотря на существенное подорожание продукта, обеспечен рост потребления на 13%.

Рынок в действии

Конкуренция консолидирует рынок. Крупные, эффективно работающие предприятия становятся мощнее, а мелкие, слабо оснащенные закрывают либо скупают. В результате число производителей за последние годы сократилось с 350 до 250 предприятий. 10 крупных компаний выпускают более половины отечественного мороженого. Их успех и устойчивое развитие связаны прежде всего с эффективным управлением и грамотной маркетинговой политикой, но немаловажны снижение себестоимости продукции, экономия электроэнергии, расширение ассортимента и качества, а также повышение цен.

Компания Symbol-Marketing, по заказу Союза мороженщиков России, выявила следующие факторы роста цен:

· практически всю технику и технологии для производства мороженого (90%), а также авторефрижераторы и морозильные прилавки приходится покупать за рубежом. Естественно, это негативно сказывается на себестоимости продукции, создает стратегическую зависимость пищевых отраслей от зарубежных производителей оборудования и вымывает средства для развития собственного машиностроения;

· рост цен на энергоносители отрицательно отражается на энергоемких отраслях, к которым можно отнести производство холода;

· молочная отрасль, так же как мясная и сахарная, испытывает дефицит отечественного сырья. Поставки по импорту постоянно растут в цене. Так, по прогнозам специалистов, в этом году цены на соки вырастут на 8—10%, на заменители молочного жира — на 10—15%;

· постоянные изменения таможенно-тарифной политики, административные реформы, высокие инфляционные ожидания;

· производители сталкиваются с высокой конкуренцией в местах продаж и сезонным перепадом спроса на мороженое. На продажи влияют даже погодные условия. Однако ежегодное сезонное повышение цен на мороженое существенно ниже темпов инфляции (7—8%);

· мороженое реализуют в основном оптовые компании, и не более 40% продукции продается через крупные гипермаркеты, магазины шаговой доступности и холодильные прилавки на улицах. Дилеры устанавливают высокие торговые наценки, избирательно подходят к поставщикам, требуют плату за «вход в торговую сеть». Нерыночные правила игры обрекают средние и мелкие предприятия на разорение.

Частная инициатива

Государство может и должно установить правила цивилизованных отношений между производителями и торговыми сетями. Нужен закон о торговле, регулирующий работу торговых сетей и способствующий ограничению их негативного монопольного влияния на производителей.

А пока нет закона, значительная часть предприятий планирует изменить свою структуру сбыта, в частности сократить поставки в небольшие региональные оптовые компании, мелкие магазины и увеличить объемы поставок в розничные сети и в собственные розничные точки продаж.

Государство должно поддерживать и инновационно-активные компании, уравнивать условия конкуренции с зарубежными производителями продукции, содействовать привлечению инвестиций для использования передовых технологий, машин и оборудования.

Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия для увеличения инвестиционного потенциала предприятий. А по большому счету нужен закон об инвестициях, который обеспечил бы привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

Цена вопроса

Половина производителей мороженого работает себе в убыток или на грани рентабельности. Союз мороженщиков выступил за то, чтобы цена мороженого, изготовленного по ГОСТу, значительно отличалась от стоимости продуктов, выпускаемых по техническим условиям с растительными жирами (70%). Качественный продукт должен стать привлекательным для добросовестных производителей.

Поэтому по расчетам его цена в ближайшее время должна повыситься как минимум на 15—20%. Пока же, к сожалению, объемы производства такого мороженого невелики. Маркетинговые исследования утверждают, что покупатель готов платить больше за качественную продукцию.

Говоря о повышении цен, мороженщики не столько заботятся о баснословной прибыли, сколько хотят сохранить и повысить качество продукции, поскольку отсутствие достаточных средств не позволит покупать соответствующее сырье.

Мнение

РОМАН ЛОЛА, ПРЕЗИДЕНТ ГК «АЙСБЕРРИ»:

— Общая нехватка качественного сырья в отрасли, ограничения на ввоз многих видов импортных ингредиентов — все это привело не только к общему росту цен, но и к резкому повышению стоимости в отдельном сегменте сырья, отвечающего требованиям ГОСТа. В первую очередь это касается молочного сырья, в частности традиционного для мороженого СОМ, СМЦ, сливочного масла и молочной сыворотки.

Положение может спасти только ускоренный рост отечественного АПК и перерабатывающей промышленности, предприятия которых начнут получать достаточные дотации от государства. А пока из-за перманентного дефицита мы не ожидаем даже в период сбора урожая ощутимого снижения цены на качественное сырье.

ДМИТРИЙ ДОКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ КОМПАНИИ «ИНМАРКО»:

— В процессе реформы сельскохозяйственной политики Евросоюза Комитет по управлению молоком ЕС в 2006 г. отменил субсидирование экспорта обезжиренного сухого молока, а в начале 2007 г. — цельного сухого и сгущенного молока, масла и сыра.

Несмотря на очевидные изменения на сырьевом молочном рынке, российская отрасль мороженого не живет и не пытается жить по законам рынка. Так и не научившись считать себестоимость, предприниматели стали перетасовывать рецептуры. Поэтому 2007 г. может стать годом финансового кризиса российского мороженого.

По нашей оценке, цены на сухое молоко — основное сырье для производства мороженого — только за последние 3 месяца 2007 г. выросли на 90%. В такой ситуации для отрасли самый разумный экономический шаг — увеличение цены на 5—7% (такова доля сухого молока в себестоимости мороженого).

На наш взгляд, для компаний —производителей мороженого сегодня наиболее важным является устранение пробелов в экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности, который позволяет своевременно реагировать на мировые колебания рынков сырья.