Письмо равнозначно приказу

| статьи | печать

Один из самых наболевших вопросов налогового законодательства — статус писем Минфина России. Могут ли налогоплательщики считать их нормативными правовыми актами?

 

Если на этот вопрос ответить положительно, то, значит, налогоплательщики вправе требовать признания писем недействующими, когда они противоречат законодательству. Если же ответ отрицательный, то письмо, какие бы предписания оно ни содержало, — это всего лишь мнение должностного лица, и, следовательно, любое требование о признании его недействительным будет просто абсурдным.

Поскольку законодательство на этот счет хранит молчание, разрешить проблему должна судебная власть. И судебные органы уже неоднократно высказывались по этому вопросу, рассматривая статус писем Минфина, МНС и ФНС России. Вот только их точки зрения зачастую прямо противоположны (см. «За и против»).

Последний раз по данной проблеме Высший Арбитражный Суд РФ высказался в Решении от 06.03.2007 № 15182/06. Несмотря на то что оно было вынесено еще в марте, его текст был обнародован совсем недавно.

На этот раз ВАС РФ встал на сторону налогоплательщиков, признав, что в определенных случаях письма органов власти могут являться нормативными актами, подлежащими обжалованию в арбитражных судах (см. «Аргументы ВАС РФ»).

 

Минфин с арбитрами не согласен

Хотя ВАС РФ четко заявил о возможности признания писем Минфина России нормативными актами, последний придерживается на этот счет иного мнения. В Письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 финансовое ведомство указало, что нормативные правовые акты издаются им в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. Пунктом 2 указанных Правил установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, и в связи с этим они не подлежат обязательной публикации. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке. Это относится как к ответам на вопросы налогоплательщиков, так и к письмам, адресованным в ФНС России.

Ответы, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, не обязательны для исполнения налоговыми органами и налогоплательщиками. Опубликованные письменные разъяснения Минфина должны восприниматься «наряду с иными публикациями специалистов в этой области».

Разъяснения, направляемые финансовым ведомством в ФНС, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм. Они не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм и не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

Как видим, в отличие от ВАС РФ министерство отрицает саму возможность признания письма нормативным актом. Впрочем, с практической точки зрения для налогоплательщиков гораздо важнее позиция судей по данному вопросу.

 

ЗА И ПРОТИВ

Письмо Минфина — это не нормативный акт

 

Письмо является нормативным актом и может быть оспорено в суде

 

Как следует из Письма Минфина России от 10.06.2004 № 03-02-5/2/35, этот документ содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Он не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, поэтому не носит нормативного характера и, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

В данных обстоятельствах заявление о признании недействующим абз. 7 названного Письма не подлежит рассмотрению.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04

 

Оспариваемые заявителем письма не являются нормативными правовыми актами, поскольку не устанавливают правовых норм, а также не проходили государственной регистрации в Минюсте России, обязательной для нормативных правовых актов.

Кроме того, оспариваемое заявителем Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.05.2005 № 03-05-01-05/54 является ответом на запрос.

Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2005 № ГКПИ05-1625

 

Письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Несоблюдение указанного требования может повлечь юридические последствия в виде отказа в государственной регистрации на основании представления в регистрирующий орган заявления, подписанного неуполномоченным лицом, что является нарушением прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и возлагает на них дополнительные обязанности.

Решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06

 

Письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 содержит признаки нормативного правового акта. Судом указано, что данное Письмо адресовано налоговым органам и направлено на установление единообразного порядка обложения суточных налогом на доходы физических лиц, который по указанию МНС России должен быть доведен до нижестоящих (подчиненных) налоговых органов, что отличает это Письмо от разъяснений по конкретным вопросам налогоплательщиков.

Решение Президиума ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04

 

АРГУМЕНТЫ ВАС РФ

В ВАС РФ обратилось акционерное общество с просьбой признать недействующим Письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01, ссылаясь на то, что, руководствуясь им, налоговая инспекция неправомерно доначислила обществу НДС.

Суд пришел к выводу, что Письмом от 16.01.2006 № 03-04-15/01 Минфин России установил правовую норму, обязательную для неопределенного круга лиц, что является признаком нормативного правового акта. Следовательно, общество обоснованно обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим положения данного Письма, нарушающего его права.

Положение Письма, нарушающее налоговое законодательство, было признано недействующим. Суд мотивировал свою позицию следующими аргументами:

полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов наделено Министерство финансов РФ;

налоговые органы в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

из текста оспариваемого Письма следует, что содержащееся в нем положение устанавливает обязательные правила формирования налоговой базы при выполнении налогоплательщиками строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Федеральная налоговая служба направила Письмо Минфина России от 16.01.2006
№ 03-04-15/01 нижестоящим налоговым органам для использования в работе и для информирования о нем налогоплательщиков;

оспариваемое положение Письма Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01 фактически было применено в отношении акционерного общества при проведении камеральной налоговой проверки.

 

 

 

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

 

Решение ВАС РФ прокомментировал кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Рустем АХМЕТШИН:

— ВАС РФ уже неоднократно высказывался по поводу статуса писем Минфина и ФНС России. Причем точка зрения судей по этому вопросу неоднократно менялась — выносились судебные акты как за, так и против того, чтобы рассматривать письма в качестве нормативных актов.

Надо сказать, что Письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-04-15/01 — не самый «удобный» документ для обжалования. Есть несколько моментов, которые свидетельствовали не в пользу того, что его не следует считать нормативным актом:

·        оно подписано директором департамента, а не министром;

·        оно не было официально опубликовано;

·        данное Письмо представляет собой ответ на частный вопрос.

Тем не менее арбитры решили, что вышеперечисленные сложности не исключают возможности судебного оспаривания Письма как нормативного акта. Ведь директор департамента вправе давать разъяснения законодательства от имени министерства. Хотя Письмо и не было опубликовано, ВАС РФ решил, что возможность его признания нормативным актом не зависит от соблюдения формальных требований. А то обстоятельство, что в нем рассматривается частный случай, также не препятствует его оспариванию налогоплательщиком, к которому были применены его положения.

Ссылаясь на НК РФ, судьи указали, что исходящие от Минфина разъяснения налогового законодательства обязательны для работников ФНС России. И Налоговая служба довела Письмо от 16.01.2006
№ 03-04-15/01 до сведения налогоплательщиков, обеспечив тем самым его неоднократное применение. Судьи сочли, что это явно указывает на его нормативный характер.

При этом ВАС РФ все-таки не сделал однозначного вывода о том, что любое письмо по определению является нормативным актом. В Решении от 06.03.2007 № 15182/06 сказано, что этот вопрос должен решаться с учетом всех обстоятельств дела. Поэтому вопрос о том, можно ли оспорить в арбитражном суде то или иное письмо министерства, должен решаться отдельно по каждому заявлению налогоплательщика.

В целом можно сказать, что ВАС РФ вынес полезное для налогоплательщиков решение. Правда, это решение вынесено в первой инстанции, и нельзя исключать, что оно будет обжаловано в порядке надзора.