1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1119

Обычаи иностранного документооборота

По письмам читателей

Наше предприятие, имеющее постоянное представительство (строительную площадку) на территории Республики Беларусь, является плательщиком НДС, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной науки (выручка нетто х 2%), налога на пользователей автомобильных дорог (выручка нетто х 1%), налога на прибыль на территории РБ.

Налог на прибыль, уплаченный на территории РБ, принимается к зачету в Российской Федерации при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату налога в РБ (ст. 311 НК РФ).

Правильно ли я понимаю, что НДС, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог на пользователей автомобильных дорог, уплаченный на территории РБ, для нашего предприятия:

·        являются расходами (п. 1 и 2 ст. 311 НК РФ);

·        при определении налоговой базы по налогу на прибыль вычитаются из дохода, полученного через постоянное представительство (п. 1 и 2 ст. 311 НК РФ);

·        относятся на себестоимость?

Необходимо ли получить документы об уплате налогов и сбора, заверенные налоговым органом РБ, для отнесения на расходы или достаточно налоговых деклараций, платежных поручений об уплате налогов и выписки банка?

 

По мнению Минфина РФ (Письмо от 27.01.2005 № 03-03-01-04/1-35), иностранные налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Свою позицию финансовое ведомство обосновывает следующим образом: «…в соответствии со ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся среди прочего суммы налогов и сборов, начисленные в установленном российским законодательством о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

Таким образом, в силу прямого указания Кодекса иностранные налоги, начисленные и уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации, и, следовательно, налоги, уплачиваемые организацией с фонда оплаты труда сотрудников представительства этой организации — граждан Республики Беларусь в социальные фонды (бюджет) РБ, не могут быть отнесены к расходам в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Кодекса».

Мы не можем согласиться с такой позицией финансового ведомства и считаем, что если указанные в вопросе налоги и сборы, уплаченные вашей организацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь, являются обязательным условием ее деятельности в данной республике, то такие налоги должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в Российской Федерации (относиться на себестоимость) в соответствии с п. 1 и 2 ст. 311 НК РФ.

В данных пунктах установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Эти доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ.

Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются расходы, связанные с производством и реализацией, не поименованные в иных подпунктах данного пункта. По нашему мнению, указанные в вопросе налоги и сборы должны включаться в состав прочих расходов в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Следует добавить, что налоги и сборы, уплачиваемые российской организацией в связи с ее деятельностью за пределами РФ по законодательству иностранных государств, не поименованы в ст. 270 НК РФ. Таким образом, запрета на их включение в состав расходов не существует. Кроме того, расходы по уплате таких налогов и сборов являются экономически обоснованными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода, следовательно, соответствуют критериям ст. 252 НК РФ.

Однако, поскольку официальные органы имеют на этот счет иную точку зрения, указанную позицию возможно придется отстаивать в арбитражном суде.

Следует отметить, что сумму НДС, уплаченную российской организацией (или удержанную налоговым агентом, резидентом этого иностранного государства) на территории иностранного государства, налоговые органы разрешают включать в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль (см. письма ФНС РФ от 18.10.2005 № 03-4-03/1800/31, от 16.02.2006 № ММ-6-03/171@).

Кроме того, в указанных письмах налоговые органы обоснованно утверждают, что сумма дохода, учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должна включать и НДС, подлежащий уплате по законодательству иностранного государства.

Добавим также, что российское налоговое законодательство не содержит требований о том, что суммы налогов, уплачиваемых на территории иностранного государства, для включения их в расходы должны подтверждаться документами, заверенными налоговым органом этого государства. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого произведены соответствующие расходы.