1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Учимся отчитываться

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (утверждена Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180) к 2010 году на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) должны перейти все компании, в деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц. Фактически это означает плавный перевод всей российской бухгалтерии на новые рельсы. Поэтому к компетенциям работников финансовой сферы предъявляются все более жесткие требования.

Уже сегодня не только отечественные компании с привлеченным иностранным капиталом, но и многие фирмы — заемщики российских банков предпочитают помимо традиционной составлять отчетность и по МСФО. Специалисты выделяют три основные причины подобной тенденции.

Во-первых, для привлечения финансирования: без отчетности по Международным стандартам сегодня практически невозможно получить зарубежные инвестиции.

Во-вторых, иностранные компании часто с недоверием относятся к российским партнерам, а отчетность по МСФО дает некоторую уверенность в финансовой стабильности контрагента.

Еще одна причина заключается в том, что правила стандартов отражают экономическую суть операций лучше, чем традиционная отечественная система бухучета, и многие организации используют их для формирования управленческой отчетности.

Однако, для того чтобы перейти к использованию МСФО в повседневной бизнес-практике, бухгалтерам и аудиторам, а также всем, кто планирует применять международные нормы для управленческого учета, необходимо приобрести дополнительные профессиональные навыки.

Данный вопрос в настоящее время решается Минфином России и рабочей группой проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности-II». В частности, специалисты пришли к выводу, что масштабы обучения, которое нужно провести для общего перехода на МСФО к 2010 г., очень велики, учитывая сотни тысяч специалистов, которые должны усовершенствовать свои знания и навыки.

По мнению участников рабочей группы, один из возможных способов ускорить этот процесс путем подготовки преподавателей, которые, в свою очередь, будут обучать конечных пользователей, — это планирование, разработка и продвижение стандартной учебной программы для использования в усовершенствованной системе образования.

По словам Василия Задерина (ЦДПО Всероссийского заочного финансово-экономического института), целесообразно предоставить специалистам выбор: повысить квалификацию по краткосрочному курсу в соответствии с требованиями Минфина либо получить полноценное бизнес-образование.

Первый вариант предполагает 40 часов переподготовки по МСФО с итоговой аттестацией и выдачей сертификата. Он направлен на формирование у слушателей практических навыков по применению методик Международных стандартов для ведения и составления бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, в том числе по их трансформации из российской в общепринятую систему. Однако, по мнению специалистов, краткий курс позволяет слушателям лишь подготовиться к сдаче экзамена на тот или иной сертификат, например ДипИФР или CIPA.

Второй, расширенный, вариант программы включает два блока по 72 часа каждый с промежуточной и итоговой аттестацией в форме удостоверения государственного образца о повышении квалификации. Первый блок посвящен вопросам трансформации систем учета, второй — консолидации финансовой отчетности в холдингах. Модульная структура программы дает слушателям возможность выстраивать процесс переподготовки в соответствии с индивидуальными предпочтениями и потребностями.

Преимуществом этого варианта также являются широкое применение кейс-методов (см. «ВПК» № 38, стр. 33), решение учащимися практических задач по трансформации и консолидации учета и отчетности компании, что позволяет им приобрести не просто базовую составляющую необходимой компетенции, но и полезные навыки, применимые к реальным российским условиям.

Помимо этого, учебные центры предлагают широкий перечень дополнительных опций к стандартным программам. Они включают переподготовку различных категорий специалистов, например МСФО для работников банков, аудиторов, руководителей предприятий и т. д.

Квалификация в области международной финансовой отчетности становится все более весомым конкурентным преимуществом компетентного бухгалтера или аудитора, что, в свою очередь, служит залогом успеха его компании не только на российском, но и на мировом рынке.

К СВЕДЕНИЮ

ДипИФР (DipIFR) — диплом по международной финансовой отчетности (Diploma in the International Financial Reporting) Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании (ACCA), созданный специально для стран СНГ. Представляет собой программу квалификационных требований, разработанную для профессионалов в области финансов и бухгалтерского учета, которые желают освоить МСФО и получить диплом международного образца.

Экзамен ДипИФР проводится согласно требованиям к экзамену по бумаге 2.5 — Financial Reporting (International Stream) в полной квалификации ACCA, сдаваемой на английском языке.

CIPA — международная русскоязычная программа, предлагающая два уровня сертификации: сертифицированный бухгалтер-практик (CAP) и сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA). Она основана на стандартах Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (IASCF), Международной федерации бухгалтеров (IFAC) и Конференции Организации Объединенных Наций (UNCTAD).