Возможно, уже в январе будущего года Россия станет членом ВТО и ей придется выполнять взятые обязательства по постепенному снижению пошлин. В новых условиях работы всем российским предприятиям потребуется энергично повышать свою конкурентоспособность. Бизнес, который не сможет подготовиться к новым правилам, проиграет. Об этом шла речь на конференции «ВТО и потребительский рынок России», организованной ТПП РФ.
Вступив в ВТО, Россия не открывает, а лишь приоткрывает рынок, заявил Андрей Кушниренко, заместитель директора Департамента торговых переговоров МЭРТ России. Особой таможенно-тарифной политики не предвидится. Новизна будет состоять в том, что, связав ставки – подписавшись на их определенный уровень, – его сложно будет «перепрыгнуть».
В течение трех лет после присоединения к ВТО будут обнулены ставки пошлин на компьютеры и средства для их производства (порядка 400 наименований). Также нулевые ставки введут на сырье и сырьевые полуфабрикаты, которых в России нет, не хватает в достаточном объеме или они не отвечают требованиям по качеству. В отношении потребительских товаров ставка в течение трех-четырех лет понизится с 15 до 10%.
Полную информированность об условиях присоединения бизнес получит «на стыке II и III кварталов», пообещал
А. Кушниренко, когда на сайте МЭРТ будут вывешены договоренности по всем 11 000 позиций товарной номенклатуры. Там же будут расписаны по годам обязательства по снижению ставок.
|
Возможные механизмы защиты рынка после присоединения к ВТО:
|
Готовыми к конкуренции на отечественных рынках считают себя лишь четверть российских предприятий, на рынках СНГ – 18%, в дальнем зарубежье – 9, а готовыми к членству в ВТО – 10%, сообщил Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. За последние 15 лет не более 5% предприятий сумели модернизироваться, да и те сосредоточены в основном в Москве, Центральном регионе с высокой стоимостью рабочей силы. Сюда же, по существу, направляется и большая часть иностранных инвестиций.
По экспертным оценкам, из 1027 городов и поселков городского типа, а также 152 тысячи сельских населенных пунктов экономический рост и конкурентоспособность предприятий возможны лишь всего в 140 точках (а по оценкам ВТО, всего в 18).
На свободных рынках выигрывать будет только тот, кто действительно готов конкурировать, чья продукция отвечает международным стандартам качества, а системы управления соответствуют стандартам ISO 9001:2000. Значит, главная задача отечественных предпринимателей сегодня – готовиться к приходу зарубежных конкурентов, усиливая свой бизнес, улучшая маркетинговую политику и повышая качество управления.
А. Борисов напомнил, что переговоры ведут госчиновники, а работать по правилам ВТО придется бизнесу. Вступает в торговую систему вся страна, но решать возникающие проблемы придется каждой компании в отдельности.
Конкурентоспособность страны в мировых хозяйственных связях определяется в конечном счете готовностью к этому отдельных компаний и бизнес-структур. В силу этого увеличивается роль человеческого фактора в соревновании за эффективность, рентабельность и внимание потребителя, и она будет только расти.
В большинстве аналитических статей и деловых записок речь идет о необходимости участия государства в выработке стратегии защиты, в поддержке инвестиций и отдельных отраслей. Особо рассчитывать на это не следует, считает глава Комитета ТПП РФ.
Исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев напомнил, что сейчас в России идет быстрое развитие торговых сетей. И они реализуют в том числе и товары российского производства. После вступления в ВТО и обнуления пошлин иностранцы начнут завозить в основном товары зарубежных производителей, вытесняя отечественные с рынка.
Сегодня российские сетевые компании еще обладают таким конкурентным преимуществом, как знание рынка и психологии потребителя. Однако иностранные гиганты – «Икеа», «Рамстор», «Ашан» и другие – тоже активно осваивают наш рынок. Но в отличие от нас у них большой управленческий опыт, они активнее используют все новинки в управлении производством, обладают «длинными» и «дешевыми» финансовыми ресурсами.
По мнению Б. Фантаева, надо уже сейчас начинать жестче регулировать процесс развития иностранных торговых сетей. Иначе от «магазинов-убийц» (а именно так называют «Метро», «Ашан» и другие подобные компании за рубежом, поскольку в радиусе нескольких километров вокруг себя они душат всю торговлю) пострадают и отечественные товаропроизводители.
