1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1176

«Человеческий фактор» агентских сетей

Списки страховых агентов станут доступны всем работодателям

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) желает, чтобы в России не осталось ни одного неучтенного страхового агента. Их деятельность, пока не лицензируемая, может попасть в сферу внимания страхового надзора: ВСС готовит поправки в Закон «Об организации страховой деятельности в РФ», которые предполагают введение обязательной аттестации и сертификации для страховых агентов.

Рассмотрение нового законопроекта разработчики намерены включить в осенне-зимнюю сессию Госдумы. В этом случае шансы страховых агентов потерять свой вольный статус уже в 2009 г. расцениваются экспертами как превышающие 50%. Правда, предложенная ВСС схема предполагает создание при вузах специальных центров обучения страховых агентов, на что потребуются время и деньги. Однако страховые компании, судя по всему, готовы вложиться в их создание.

Схема сертификации агентов по ВСС предполагает следующие этапы: потенциальный агент получает направление в обучающий центр от будущего работодателя, платит (или за него платит компания), проходит курс обучения, идет со справкой об окончании курса в сертификационный центр (при ВСС), получает сертификат с занесением данных в Единый регистрационный реестр. Раз в 3 года ему будет предложено пройти тестовую проверку знаний. При разрыве трудового соглашения с нанимателем агент лишается сертификата, однако может получить его назад без дополнительного обучения и экзаменов в течение 3 лет, предъявив направление от другой страховой компании.

Разработчики считают, что введение аттестации с занесением данных в единый реестр послужит дополнительной защитой от мошенничества со стороны страховых агентов, которое сейчас вполне распространено (в частности, выписывание полиса задним числом), а также стандартизирует и повысит профессиональный уровень страховых посредников. В конечном счете аттестация повысит качество обслуживания клиентов, считают в ВСС.

До 1990 г. в условиях госмонополии на страховую деятельность аттестацию агентов заменял трудовой договор с государственной страховой компанией. В дореволюционные времена сведения о каждом страховом агенте в обязательном порядке регистрировались страховым отделом при Министерстве внутренних дел. Обязанность за их представление лежала на компании-нанимателе.

Сейчас необходимость в быстром развитии агентских сетей заставляет страховые компании брать на работу почти любого желающего, и уровень страховых агентов в среднем слишком низок, чтобы можно было говорить о возможности для клиента консультироваться по поводу покупки страхового продукта во всех деталях. Курсы обучения при страховых компаниях слишком коротки (в среднем от 2 до 10 дней) и обучают скорее технике продаж, чем знанию страхового продукта. Официальных требований к профессиональным умениям и стандартам обучения страховых агентов в России не существует.

Проблемы, вызванные низким профессиональным уровнем страховых посредников, волнуют многие компании, в том числе те, что занимаются ОСАГО, где уровень мелкого и среднего мошенничества агентов оказался слишком велик. Однако среди специалистов нет единого мнения по поводу путей решения этой проблемы. Да, любая компания хотела бы получить обученного агента целиком в свое пользование, обязать его работать только на себя или на свою группу компаний. Однако возможно ли это технически? Хватит ли продавцов, если каждый агент будет работать только на одну компанию? Не обернется ли обязательная сертификация просто еще одним скрытым налогом, сбором денег на красивую бумажку?

Единственное, по поводу чего среди страховщиков нет разногласия, – это польза от Единого регистрационного реестра. Если в него будут внесены сведения о каждом агенте, мелкого мошенничества должно стать меньше: агенты не захотят рисковать добрым именем ради небольшой выгоды, ведь в случае увольнения из компании в связи с недобросовестной работой сведения о них будут доступны всем потенциальным работодателям.