1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Активы, пассивы... Перекосило!

Чтобы банки сегодня кредитовали экономику, кнута мало

В том, что совещание по экономическим вопросам глава нашего Правительства провел в День милиции, видится высокая символика. Возможно, это совпадение. Но уж присутствие на нем главного милиционера страны было отнюдь не случайным. Как и генпрокурора. Так, видно, без резких слов премьер решил втолковать приглашенным банкирам, что выделяемые государством деньги для развязки узлов всей экономики нехорошо уводить за рубеж на тамошние депозиты, нехорошо раскачивать родной рубль, по сути, плюя на общую для страны проблему. Банкиры, конечно, нашкодили. Однако достаточно ли посадить их на «поводок», чтобы механизм экономики заработал исправно?

 

За октябрь, по докладу Председателя Центробанка Сергея Игнатьева, из страны в чистом виде улетучилось 50 млрд долл. Припомним, что всего за пару месяцев наши международные резервы «похудели» на сотню миллиардов. При таких темпах остатков хватит еще месяцев на 10. Международные рейтинговые агентства уже поспешили сменить прогноз для нашей экономики с «милостивого» на неблагоприятный, хотя резервов-то еще предостаточно. Короче, разговор «по душам» у власти с банковским сообществом явно назрел. И состоялся.

Вообще-то такая встреча напрашивалась еще месяц назад. Но, видимо, терпение власти тогда еще не «зашкаливало», поскольку чистый отток капитала из страны, по оценке ЦБ, в прошлом квартале выразился сносной суммой 16,7 млрд долл. Кстати, из нее 15,9 млрд – стараниями банков. Между тем другие данные за сентябрь уже показывали, что российская банковская система начала «крутиться» не в том направлении, куда от нее требуется.

Вот мы все охаем, что и после разразившегося в мире кризиса ликвидности наши хозяйствующие субъекты продолжали наращивать внешний долг. Да и в сентябре российские кредитные организации добавили в копилку обязательств перед нерезидентами еще без малого 98 млрд руб., из которых 70,5 млрд пришлось на кредиты и займы. В результате на 1 октября эти обязательства составили более 5 трлн руб., что на 1,8 трлн превысило иностранные активы отечественных банков. Хуже другое.

При росте задолженности у наших кредитных организаций более чем на 372 млрд руб. улучшился в сентябре показатель чистых иностранных активов при всем их минусовом значении. А все просто: прирост их зарубежных активов в 4,8 раза превысил сумму увеличения обязательств перед нерезидентами, составив без малого 470 млрд руб. Оно бы можно было сказать, что дело это хозяйское: ну засомневались банкиры в отечественной экономической стабильности, вывели деньги в другие «тихие гавани» и «островки стабильности». Хозяин, мол, барин. Однако такие резоны вполне достойно звучали раньше, в сентябре же они явно «скисли».

Именно в этом месяце государство, вняв беспокойству банков за ликвидность финансовой системы, «подбросило» им на депозиты больше 436 млрд руб. Согласитесь, эта сумма здорово соотносится с сентябрьским приростом их активов за рубежом, что уже несколько «попахивает».

Чтобы букет этого аромата стал отчетливее, оценим его составляющие. В отечественную экономику кредитные организации направили в сентябре 349 млрд руб. — на 121 млрд меньше прироста их зарубежных активов. В частности, нашим негосударственным нефинансовым организациям досталось около 192 млрд руб., что, к примеру, в 1,9 раза меньше, нежели в марте. А вот из структуры прироста их активов в зарубежье: понятно, солидный кусок — 216 млрд руб. — лег на депозиты, но, что особо интересно, заметно большая сумма — почти 236 млрд — ушла за рубеж в виде кредитов и займов. Тут уж невольно встает вопрос: оздоровлением чьих экономик озабочены наши банки?

Ясно, нет тут никакого «вредительства» — каждый банк озабочен страхами за собственное выживание и действует из понимания ситуации. Однако вопрос этот в октябре, когда государство открыло кредитный кран для ведущих банков, видно, обострился до неприличия. По словам Владимира Путина, хотя общая тенденция на сокращение объема операций по переводу средств в зарубежные банки просматривается как раз у банков — получателей госсредств, объем таких операций увеличился. При этом результат накачки отечественной кредитной системы государственными деньгами пока практически нулевой — до реальной экономики они не доходят.

В общем, на крепкие выражения со стороны власти и «милицейский присмотр» банкиры нарвались по делу. Правда, пока меры к ним обещаны мягкие — приход «комиссаров» от регулятора в банки, берущие госкредиты, да отслеживание состояния их внешних активов на предмет достойности этих кредитов в дальнейшем.

Возможно, легкий «поводок» подействует. Но вот что смущает. Кредиты по определению государство банкам не дарит, их надо возвращать, да с процентами. И если власть назвала приоритетные для кредитования сектора экономики и будет пальцем показывать, куда направлять выделяемые ресурсы, неплохо бы ей с банками и риски поделить.

 

ИЗ ОБЗОРА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ1, МЛН РУБ. 

01.01.2008

01.02.2008

01.03.2008

01.04.2008

01.05.2008

01.06.2008

01.07.2008

01.08.2008

01.09.2008

01.10.20082

Чистые иностранные активы

–1 829 971

–1 732 775

–1 605 097

–1 515 475

–1 899 924

–1 840 523

–2 065 615

–2 376 810

–2 167 147

–1 794 922

Требования к нерезидентам

2 293 531

2 366 038

2 541 430

2 625 352

2 446 647

2 660 455

2 582 216

2 515 113

2 868 661

3 338 638

Иностранная валюта

72 226

77 230

74 899

84 259

80 601

82 237

81 375

82 211

75 375

88 374

Депозиты

999 857

1 028 838

1 128 411

994 166

903 409

996 771

1 001 630

966 178

1 125 854

1 342 190

Ценные бумаги, кроме акций

261 250

276 814

272 214

258 962

270 151

278 674

280 076

284 513

304 774

308 183

Кредиты и займы

846 577

871 115

955 424

1 172 216

1 065 205

1 175 288

1 091 071

1 052 453

1 226 387

1 462 041

Прочее

113 621

112 040

110 483

115 749

127 281

127 485

128 065

129 758

136 270

137 850

Обязательства перед нерезидентами

4 123 502

4 098 812

4 146 527

4 140 827

4 346 572

4 500 978

4 647 831

4 891 923

5 035 808

5 133 560

Депозиты

1 004 393

1 001 986

1 013 526

928 734

975 822

1 010 471

1 086 997

1 148 631

1 183 424

1 207 196

Ценные бумаги, кроме акций

142 164

129 749

130 419

130 714

129 101

136 002

125 851

127 410

130 997

136 674

Кредиты и займы

2 797 763

2 791 058

2 823 203

2 893 116

3 039 800

3 147 736

3 222 548

3 405 268

3 508 416

3 578 892

Прочее

179 182

176 019

179 379

188 263

201 848

206 769

212 435

210 613

212 971

210 799

Требования к Центральному банку

1 817 704

1 468 425

1 469 354

1 397 656

1 372 402

1 477 124

1 700 328

1 477 079

1 473 529

1 414 697

Наличная валюта

416 326

298 830

306 652

318 864

329 450

323 522

352 343

338 486

351 736

381 111

Депозиты

1 300 708

1 068 258

1 033 537

1 059 976

1 024 294

1 133 814

1 324 291

1 097 940

1 083 235

1 010 111

Ценные бумаги, кроме акций

100 670

101 337

129 165

18 815

18 658

19 789

23 694

40 653

38 558

23 475

Чистые требования к органам госуправления

562 016

500 607

577 887

478 694

240 231

162 086

229 683

115 446

10 902

–422 309

Требования к органам госуправления

868 638

872 682

919 287

844 888

810 197

781 669

795 650

806 010

812 677

818 067

Ценные бумаги

740 022

754 108

794 519

713 792

692 293

668 402

678 536

683 348

699 081

694 103

Другие требования

128 615

118 574

124 768

131 096

117 904

113 266

117 113

122 662

113 596

123 964

Обязательства перед органами госуправления

306 621

372 076

341 400

366 194

569 966

619 583

565 967

690 565

801 775

1 240 376

Депозиты

300 620

362 605

326 956

354 073

563 321

611 605

553 923

683 400

792 666

1 228 955

Другие обязательства

6001

9470

14 443

12 121

6645

7978

12 044

7165

9108

11 420

Требования к другим секторам

13 079 971

13 547 263

13 785 966

14 249 580

14 736 613

15 152 459

15 613 864

16 034 427

16 501 307

16 850 377

Другие финансовые организации

251 307

371 441

388 258

397 735

403 023

449 296

470 418

450 750

446 654

457 853

Нефинансовые государственные организации

288 704

305 152

298 711

269 803

262 280

268 040

270 966

266 480

272 919

284 166

Другие нефинансовые организации

9 301 728

9 590 432

9 730 761

10 095 016

10 425 897

10 657 008

10 959 472

11 243 952

11 550 990

11 742 719

Население

3 238 232

3 280 238

3 368 235

3 487 027

3 645 413

3 778 113

3 913 008

4 073 244

4 230 744

4 365 639

Обязательства перед Центральным банком

50 695

45 255

235 308

160 608

101 813

51 409

52 934

66 644

174 095

323 267

1 Данные представлены в новом формате в соответствии с требованиями Руководства по денежно–кредитной и финансовой статистике (МВФ, 2000). Методология расчета показателей приведена в методологических комментариях Бюллетеня банковской статистики. Данные за 1995—2006 гг. см. в таблице «Аналитические группировки счетов кредитных организаций».

2 Предварительные данные.