Патент или безвозмездные простые лицензии? Как хотят распределять права между бизнесом и государством на субсидированные РИД

| статьи | печать

Минобрнауки России подготовило законопроект (ID проекта: 162905), который регулирует распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные с привлечением субсидий или за счет них. Предлагаемая новая редакция статьи 1240.2 Гражданского кодекса РФ вводит дифференцированный подход: по умолчанию исключительное право остается у исполнителя, но государство может претендовать на РИД, необходимый для оказания госуслуг или исполнения функций. Также закреплен режим софинансирования, позволяющий передавать права третьим лицам, и установлен жесткий шестимесячный срок для подачи патентной заявки государством. Эксперты отмечают, что проект устраняет правовой пробел, но может породить споры, особенно вокруг сроков и условий лицензирования.

Комментарий эксперта

На сегодняшний день системное регулирование присутствует только в отношении РИД, созданных по государственному или муниципальному контракту (ст. 1240.1 ГК РФ): право на получение патента и исключительное право на РИД принадлежат исполнителю, если не наступают основания, перечисленные в п. 3 и 4 с. 1240.1 ГК РФ.

Без учета ряда деталей, в отношении госзаказа у государства права возникают в случаях если РИД непосредственно связан с обеспечением обороны и безопасности, необходим для предоставления государственных услуг или выполнения государственных функций, создан в целях исполнения международных обязательств РФ и др. Таким образом, действующее регулирование создает достаточно четкий режим для госконтрактов, но не распространяется на субсидии и гранты.

Проект ст. 1240.2 ГК РФ восполняет этот пробел и устанавливает аналогичную базовую презумпцию: исключительное право и право на получение патента принадлежат исполнителю (п. 1). Государство приобретает права в определенных случаях, а именно: когда РИД необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг или для выполнения государственных или муниципальных функций, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законом (п. 2). Эти основания корреспондируют подп. 1 и подп. 4 п. 4 ст. 1240.1 ГК РФ.

Вводится новый для гражданского законодательства режим распределения прав при софинансировании со стороны третьих лиц (п. 3): договор о предоставлении субсидии или гранта может предусматривать, что исключительное право принадлежит третьему лицу — софинансирующей стороне, либо совместно исполнителю и такому третьему лицу.

Проект также предусматривает взаимные безвозмездные простые (неисключительные) лицензии, в целом аналогичные приведенным в ст. 1240.1 ГК РФ. Если исключительное право принадлежит исполнителю (в случае софинансирования — третьему лицу или исполнителю и третьему лицу совместно), государство вправе потребовать, а правообладатель обязан предоставить такую лицензию для государственных или муниципальных нужд (п. 5 проекта; аналог п. 7 ст. 1240.1).

Эта обязанность следует за судьбой РИД в случае перехода прав другим лицам. Если исключительное право принадлежит государству или третьему лицу при софинансировании, исполнитель вправе использовать РИД на условиях безвозмездной простой лицензии, но только для собственных нужд (аналогично п. 10 ст. 1240.1 ГК РФ эта норма не предполагает необходимости обращения с отдельным требованием о предоставлении лицензии).

Проект вводит и обязанность государства — в случаях, когда права остаются за ним — подать заявку на патент в течение шести месяцев после уведомления исполнителя о создании РИД, в противном случае право на получение патента переходит к исполнителю (п. 9). Можно предположить, что в отношении этого пункта будет больше всего споров, поскольку срок в шесть месяцев может быть пропущен по разным причинам; можно ожидать появления судебных споров в будущем в ситуации пропуска этого срока и попыток государства его восстановить.

Комментарий эксперта

Структурно новая ст. 1240.2 ГК РФ, кажется, напоминает своего «предшественника», ст. 1240.1, регулирующую отношения в сфере РИД, созданных по государственным и муниципальным контрактам, но это лишь отчасти.

Сходство существующей и предлагаемой статей ограничивается малым:

  • право на созданный РИД закрепляется за его создателем, то есть исполнителем по субсидируемому контракту, за некоторым исключением (п. 1);

  • если право на созданный РИД принадлежит исполнителю, он по требованию лица, предоставляющего бюджетные средства, обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование РИД для государственных или муниципальных нужд (п. 5).

Исключительное право на РИД и/или получение патента принадлежит государству/субъекту/муниципальному образованию, если он необходим «для оказания государственных (муниципальных услуг) или выполнения государственных (муниципальных) функций», а также «в иных случаях, предусмотренных законом» (п. 2). Видится логичным, что «иные случаи» могут быть определены в договоре на предоставление соответствующих бюджетных средств исполнителю. Но вот если прямо это в договоре прописано не было, возникает потенциально спорная ситуация, в которой, например, необходимость соответствующего РИД для гос/муниципальных функций или услуг станет очевидна ПОСЛЕ его создания.

Предлагаемая статья ГК РФ не забывает и про права частных инвесторов, выделивших средства для создания РИД наравне с бюджетными: так, они имеют право претендовать на соправообладание исключительными правами с исполнителем, или же быть единоличными правообладателями, если только договором не предусмотрено, что права должны принадлежать РФ/субъекту/­муниципальному образованию (п. 3).

Традиционно обязательна «очистка» прав на РИД, использование которых необходимо для создания РИД с привлечением бюджетных средств: исполнитель обязан приобрести лицензию или же исключительные права на такие РИД, либо же обеспечить их приобретение в интересах РФ/субъекта/муниципалитета, чтобы дальнейшее использование создаваемых за счет субсидий РИД не нарушало права третьих лиц (п. 4). Почти уверен, что этот пункт получит развитие в ключе выделения долей в исключительном праве (см. п. 14 «дорожной карты» Распоряжения Правительства РФ от 29.11.2025 № 3523-р).

Как и в случае с п. 4 ст. 1370 ГК РФ, посвященном взаимоотношениям работодателя и автора «невостребованного» патентоспособного решения, если право на получение патента должно принадлежать РФ/субъекту/муниципалитету, источник бюджетных средств обязан подать заявку на выдачу соответствующего патента не позднее шести месяцев с получения от исполнителя информации о создании патентоспособного РИДа, иначе право на его получение автоматически перейдет исполнителю.

Комментарий эксперта

Сейчас редакция ч. 4 ГК РФ регулирует распределение прав на РИД, созданные в ходе выполнения госконтрактов (ст. 1240.1, 1298, 1373, 1432, 1464, 1471). Представленный проект ликвидиует «пробел» в законодательстве в отношении создания РИД при субсидировании.

По общему правилу, исключительное право, право на получение патента на РИД, созданный при выполнении договора о предоставлении субсидии, принадлежит исполнителю (п. 1 ст. 1240.2).

Пункт 2 этой статьи предусматривает исключения, при которых данное право принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (МО).

Исполнитель, согласно законопроекту, обязан обеспечить правомерность использования РИД третьих лиц, если они необходимы для создания РИД с привлечением бюджетных средств (п. 4 ст. 1240.2).

Стоит отметить, что сейчас практика правоприменения действующего п. 4 ст. 1240.1 ГК РФ складывается не в пользу исполнителей госконтрактов. Так, по делу № А75-24298/2022 АС Западно-Сибирского округа подтвердил позицию нижестоящих судов и встал на сторону субъекта РФ. Несмотря на императивные нормы п. 4 ст. 1240.1, п. 1 ст. 1298 ГК РФ, суд признал правомерность условий контракта, согласно которым исключительные права на РИД по контракту принадлежат субъекту РФ.

Пункты 5, 6 предложенной статьи содержат нормы о встречных обязательствах по лицензированию, согласно которым сторона-правообладатель РИД обязана предоставить другой стороне простую безвозмездную лицензию.

А пункты 7, 8 ст. 1240.2 направлены на сохранение патента при принятии патентообладателем решения о досрочном прекращении действия патента.

Комментарий эксперта

Исходя из анализа новых положений ст. 1240.2 ГК РФ, можно выделить три категории субъектов, которым при определенных в законе случаях может принадлежать право на получение патента и исключительное право на соответствующий РИД. К ним относятся:

  • лицо, создавшее РИД и являющееся исполнителем по договору (исполнитель). Данное лицо предлагается сделать правообладателем такого РИД по общему правилу данной статьи (если иное не предусмотрено иными пунктами ст. 1240.2 ГК РФ);

  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Данные лица предлагается сделать правообладателями, если РИД необходим для предоставления государственных (муниципальных) услуг или для осуществления их функций и в других случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1240.2 ГК РФ). Перечень таких случаев при этом сформулирован довольно широко и не является исчерпывающим;

  • третье лицо, предоставившее софинансирование на создание РИД. Данное лицо предлагается сделать правообладателем, в случае если права на такой результат не принадлежат указанным выше публично-правовым образованиям. При этом третье лицо может получить право на получение патента и исключительное право на созданный РИД при условии закрепления этих прав в договоре, на основании которого создан РИД.

Стоит отметить, что третье лицо, предоставившее софинансирование, может быть правообладателем как единолично, так и совместно с исполнителем, в зависимости от положений договора, на основании которого создан РИД.

Публично-правовые образования или исполнитель вправе использовать созданный РИД на условиях безвозмездной простой лицензии, если они не являются правообладателями (для государственных или муниципальных нужд — в случае публично-правовых образований, для собственных нужд — в случае исполнителя). При этом обязанность предоставить публично-правовым образованиям такую лицензию по требованию лица, предоставляющего бюджетные средства, является императивной.

Законопроект также предусматривает два способа передачи исключительного права в случае решения правообладателя досрочно прекратить действие патента:

1. Если патентообладателем является третье лицо, предоставившее софинансирование, то оно должно уведомить исполнителя о досрочном прекращении патента и по его требованию заключить с ним договор о безвозмездном отчуждении исключительного права. В случае неуведомления исполнителя, последний имеет право обратиться в суд с иском о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за счет патентообладателя.

2. Если патентообладателем является исполнитель, то он должен уведомить о досрочном прекращении патента автора и лицо, предоставляющее бюджетные средства, и по указанию лица, предоставляющего бюджетные средства, заключить договор о безвозмездном отчуждении исключительного права либо с публично-правовым образованием, либо с иным лицом, указанным лицом, предоставляющим бюджетные средства, в том числе с автором с его согласия. В случае неуведомления указанных лиц, исполнитель также может быть понужден к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за свой счет.

Комментарий эксперта

Ключевая новелла проекта — дифференцированный режим принадлежности прав на РИД, создаваемые при предоставлении субсидий и грантов.

По общему правилу, право на РИД принадлежит исполнителю по договору, то есть лицу, создавшему РИД (п. 1 ст. 1240.2 ГК РФ). Однако это правило имеет два исключения:

— когда РИД необходим органам власти для предоставления государственных или муниципальных услуг или же выполнения государственных или муниципальных функций;

— когда федеральный закон прямо устанавливает переход исключительного права к публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту или муниципальному образованию).

Отдельно проект определяет порядок работы с зависимыми РИД. Если создание РИД, финансируемого из бюджета и принадлежащего публично-правовому образованию, требует использования иных охраняемых результатов, включая принадлежащие третьим лицам и требующие согласия правообладателя, исполнитель обязан получить соответствующие права либо обеспечить их приобретение для последующей передачи публично-правовому образованию (п. 4 ст. 1240.2 ГК РФ). Это решение исключает ситуации, когда созданный с привлечением бюджетных средств РИД не может использоваться из-за отсутствия прав на связанные с ним результаты.

Порядок использования РИД выстроен так, чтобы сторона, не обладающая исключительным правом, могла применять результат независимо от того, кому он принадлежит. Если исключительное право закреплено за исполнителем, публично-правовое образование получает безвозмездную простую лицензию для государственных и муниципальных нужд. И наоборот, если исключительное право принадлежит публично-правовому образованию или инвестору, право использования РИД для собственных нужд сохраняется за исполнителем — на условиях безвозмездной простой лицензии.

Проект также вводит механизмы, препятствующие утрате охраны патентуемых РИД. Если правообладателем является третье лицо-инвестор и оно принимает решение досрочно прекратить действие патента, такое лицо обязано уведомить исполнителя и по его требованию безвозмездно передать ему исключительное право на РИД, при условии, что отсутствуют предусмотренные п. 4.1 с. 1370 ГК РФ основания для передачи патента автору (п. 7 ст. 1240.2 ГК РФ).

Если инвестор не уведомил исполнителя, исполнитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента. Сходный порядок действует и в ситуации, когда патентообладателем является исполнитель: при принятии решения о досрочном прекращении действия патента он обязан уведомить автора и лицо, предоставляющее бюджетные средства, а далее безвозмездно передать исключительное право на РИД по выбору бюджетного финансирующего лица —  либо этому публично-правовому образованию, либо иному лицу, указанному им (п. 8 ст. 1240.2 ГК РФ).

Наконец, проект устанавливает, что, если лицо, предоставляющее бюджетные средства, в течение шести месяцев после письменного уведомления исполнителя не подаст заявку на выдачу патента и не примет решение о сохранении результата в тайне, право на подачу заявки переходит к исполнителю (п. 9 ст. 1240.2 ГК РФ).