
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил данные мониторинга состояния экономики страны за июль — сентябрь 2025 г. Исследование показало значительный сдвиг в проблемах, с которыми сталкиваются компании: на первый план вышли неплатежи со стороны партнеров, оттеснив на вторые позиции проблемы с кредитованием, еще недавно бывшие главной головной болью для бизнеса. В ответ на вызовы большинство предприятий продолжает политику жесткой экономии.
Согласно данным опроса, главным ограничением деятельности компаний в III квартале 2025 г. стали неплатежи со стороны контрагентов. Этот вариант ответа выбрали 38,9% респондентов. Значимость этого ограничения заметно выросла по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда невыполнение обязательств со стороны партнеров указали как основную проблему чуть более четверти опрошенных.
Снижение спроса и нехватка оборотки
Второе место среди негативных факторов, мешающих работе компаний, заняли две проблемы, идущие практически нога в ногу. Это снижение спроса на продукцию или услуги, на которое указали 34,2% участников опроса, и недостаток оборотных средств, о котором сообщили 32,4% предприятий.
Кредитные проблемы отступают
При этом проблемы, связанные с недоступностью заемных средств, в III квартале потеряли свою остроту. Только 16,2% организаций выделили их в качестве основных ограничений деятельности. Это сильное изменение, поскольку по итогам II квартала вариант «недоступность заемных средств» указали более трети предприятий, и эта проблема находилась на первом месте в списке основных ограничений вместе со снижением спроса и недостатком оборотных средств.
Широкий спектр второстепенных трудностей
Примерно 15% предприятий отметили как значимые для себя ограничения сокращение инвестиционных программ, невозможность оснастить организацию новым оборудованием и технологиями из-за ограничения импорта, а также проблемы в сфере логистики, такие как удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и сложности при доставке.
Столько же респондентов выделили резкий рост цен на отечественную продукцию.
Чуть меньше респондентов, около 13—14%, добавили в список основных ограничений проблемы из-за ухудшения условий поставки сырья и комплектующих, рост фискальной нагрузки, а также негативное влияние санкций и сокращение объемов производства. Все названные проблемы образуют единую группу ограничений, в одинаковой мере оказывающих негативное влияние на деятельность компаний.
Что беспокоит бизнес меньше всего
Валютную нестабильность в списке ограничений выделили менее десятой части опрошенных. Столько же участников, 9%, сообщили, что их организации не сталкивались с какими-либо проблемами, негативно влияющими на финансовые показатели и экономическое положение. Кроме того, в отчетном периоде резко снизилась актуальность проблемы проведения платежей с зарубежными контрагентами — ее отметили только 3% компаний. Для сравнения, в конце II квартала 2025 г. доля этого варианта составляла 12,6%.
Примечание: вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, поэтому сумма не сводится к 100%; данные округлены до целого значения и представлены по убыванию среднего значения. Порог отсечения — около 10% в данных за два месяца.
Антикризисные меры: сокращение расходов в приоритете
Список мер по повышению эффективности в текущих условиях остается почти без изменений. Более двух третей компаний, а именно 67,6%, планируют продолжать сокращать расходы. Порядка четверти организаций намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, а также проекты по цифровизации. Также в планах 24,1% опрошенных предприятий — сохранение или увеличение объемов инвестиционных программ.
Интенсификацию производства готовы провести 16,7% организаций, а перераспределить структуру затрат без снижения выпуска продукции и без сокращения объема затрат планируют 15,7% опрошенных предприятий. Столько же респондентов сообщили, что в их компаниях запланировано повышение цен. При этом 14,8% организаций из числа участников мониторинга, напротив, намерены сократить инвестиционные вложения.
Менее популярные, но значимые шаги
Примерно 12—13% компаний выделили следующие меры из списка: начать требовать аванс со стороны покупателей и/или отказаться от авансирования поставщиков; разработать программы по замещению импортной продукции; продать непрофильные активы; переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. 8,3% организаций собираются сократить производство или оказание услуг.
Около 5% и менее респондентов сообщили, что в их планы входит пересмотр списка поставщиков из-за новых ограничений, снижение цен, экспорт продукции на новые рынки стран, которые не присоединились к санкциям против России, а также покупка конкурирующих компаний или их активов. Как и до этого, данные за два отчетных периода близки между собой и значимых статистических отличий в ответах респондентов не зафиксировано.
Что «режут» в первую очередь
Среди компаний, планирующих сокращать расходы, подавляющее большинство — 80% — в первую очередь собираются уменьшать затраты на административные и общехозяйственные нужды. Это ключевой приоритет в политике экономии.
Прочие статьи для оптимизации
37% предприятий сообщили, что будут сокращать расходы на потребляемые услуги. Около четверти организаций из множества планирующих снижать затраты займутся сокращением расходов на персонал. Примерно столько же компаний выбрали варианты «перейдем на более дешевые сырье и комплектующие» и «сократим расходы на благотворительные социальные программы».
Специфика сокращения расходов на персонал
Как и в прошлый отчетный период, две трети компаний, которые намерены заняться уменьшением расходов на персонал, планируют сократить наем персонала. 30,8% организаций из этого множества выбрали вариант «намерены сократить размер социального пакета».

