Банк России упрощает доступ акционеров к документам АО

| статьи | печать

Банк России разработал проект нового указания1, меняющего правила предоставления документов акционерам. Ключевые изменения направлены на расширение прав акционеров — в том числе исключенных из общества — и устранение формальных поводов для отказа. По мнению экспертов, за счет структурированности и унификации новый документ позволит минимизировать пробелы и устранить неоднозначности в толковании. Ожидается, что он заменит действующее Указание от 28.06.2019 № 5182-У.


1 ID проекта: 04/15/09-25/00160020.

Комментарий эксперта

Новые Указания более структурированы и оптимизированы. Во многом разработанные Указания схожи с прежними, но имеют и новые положения.

Как и ранее, новая версия Указаний распространяется на акционерные общества и акционеров, а также на иных лиц, осуществляющих права по акциям. Отдельно отмечено, что Указания применяются также к требованиям исключенных акционеров и акционеров, у которых выкуплены акции — при запросе информации, необходимой для определения стоимости акций.

Независимо от условий устава или внутреннего до­кумен­та общества требование акционера может быть направлено по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ.

Требования, предъявленные несколькими акционерами, действующими совместно, рассматриваются совместно, если они поступили в течение 10 рабочих дней с даты предъявления первого требования. «Опоздавшие» требования рассматриваются как самостоятельные требования.

По умолчанию предполагается, что акционеру, запросившему копии документов, должны быть предоставлены заверенные копии документов, если в требовании акционер не указал иное. Допустимо заверение подписью уполномоченного лица (ЕИО или иное лицо по доверенности) или нотариальное заверение.

По умолчанию документы направляются по адресу, указанному в качестве способа связи с акционером, но иной способ направления, в том числе иной адрес, может быть указан в требовании.

Также уточнены условия предоставления доступа к документам, содержащим конфиденциальную или иную охраняемую законом тайну. Если у общества отсутствуют запрошенные документы, но имеются заверенные надлежащим образом копии отсутствующих документов, то общество обязано предложить акционеру ознакомиться с ними.

В случае отказа акционеру в предоставлении документов в отказе должны быть указаны все основания для отказа.

Увеличены требования к объему запрашиваемых документов, срок предоставления которых может быть продлен обществом (но не более чем на 20 рабочих дней) — теперь это запрос более 20 документов и (или) более 500 страниц документов. Ранее было 10 документов и более 200 страниц.

Комментарий эксперта

Проект призван устранить избыточность и излишнюю детализацию процедуры получения документов или копий документов общества. При сравнении с действующим Указанием мы видим, что это так. В основу Проекта положено действующее Указание, но вдумчиво доработанное и усовершенствованное с учетом анализа практики.

Из основных изменений:

  • Изменилась форма предоставления доступа к информации и документам. В частности, установлено, что акционер вправе определить, хочет ли он просто ознакомиться с документами, или ему нужны копии. При этом по умолчанию предполагается ознакомление (то есть никто специально для вас готовить копии документов не будет, если они вам не нужны, что вполне разумно и снижает нагрузку на общество). При этом, как и в действующем Указании, сохранена возможность акционера самостоятельно сделать себе копии (п. 11.5 Проекта).

  • Упорядочены правила, касающиеся порядка обращения с требованием и предоставления доступа, копий. В частности, установлено, что указание точных реквизитов запрашиваемых документов не является обязательным (акционер может их не знать), определены адреса, на которые может быть направлено требование, уточнен порядок определения даты предъявления требования, более четко сформулированы правила о заверении копий.

  • Появились и новые положения. В частности, устранен ряд «лазеек» по произвольному воспрепятствованию или затягиванию в предоставлении доступа к документам. В процессе предоставления документов, содержащих конфиденциальную информацию, общество не вправе лишать участника общества возможности обычного делового использования полученных документов или выдвигать иные требования, ущемляющие право акционера на информацию. Это разумно, учитывая, что на практике общества часто произвольно включают в такие NDA «драконовские» положения, способные отпугнуть любого обращающегося или необоснованно ограничить его возможности по пользованию полученной информацией.

Представленный проект свидетельствует о том, что эксперты Департамента корпоративных отношений Банка России активно отслеживают практику и по итогам совершенствуют регулирование.

Комментарий эксперта

Банк России рассматривает доступ акционеров к документам общества как инструмент повышения прозрачности и стимулирования частных инвестиций. Проект направлен на устранение типичных механизмов затягивания и отказов, обязывая общества обеспечивать реальный доступ к информации. При этом повышается нагрузка на общества: объем и детализация требований увеличивается, а их несоблюдение может привести к ответственности.

1. Круг лиц, имеющих доступ к документам: ключевая новелла — распространение действия правил на лиц, утративших статус акционера вследствие исключения или принудительного выкупа акций. Это соответствует позиции ВС РФ, признающего право бывших акционеров на доступ к документам общества при наличии законного интереса (например, при оспаривании цены выкупа акций).

2. Право на доступ к документам: Проект конкретизирует случаи, когда нужно подтвердить право на доступ к документам (выписка по счету депо, документы о получении акций по наследству и др.). Проект не устанавливает общего требования о предоставлении выписки из реестра, что ранее вызывало споры. Документ продолжает «про-акционерский» подход: бремя проверки возлагается на общество (кроме прямо указанных случаев).

3. Порядок направления запросов: закрепляется право акционеров направлять запросы по адресу общества в ЕГРЮЛ, даже если в уставе или внутреннем документе указан иной адрес. Это ограничивает возможность отказа в предоставлении документов со ссылкой на «ненадлежащее» направление требования.

4. Неявка для ознакомления с документами: Проект подробно регулирует последствия неявки акционера. При опоздании можно отказать в выдаче документов и перенести дату ознакомления (не более семи рабочих дней). При неявке обязанность по предоставлению документов прекращается, но акционер может заявить требование повторно. Новые правила направлены на предотвращение злоупотреблений как со стороны обществ, так и со стороны акционеров, создающих формальные поводы для обвинений в нарушении их прав, особенно при корпоративных конфликтах.

5. Отсутствие документов и заверение копий: нередко отказ в доступе обосновывают отсутствием документов. Теперь общества должны не только уведомить об этом, но и предложить имеющиеся заверенные копии. Впервые закрепляется обязанность обеспечить доступ к электронным файлам и по требованию перенести их на бумагу или электронный носитель. Если заверить копии документов некому, общество должно предоставить нотариальные копии, что исключает затягивание процесса из-за отсутствия уполномоченного лица.

6. Основания отказа и срок ответа: общества обязаны указывать в ответе все основания отказа в предоставлении документов. Запрещается ссылаться на не указанные в нем основания при повторном обращении акционера, а также в случае спора. Этот подход соответствует выводам ВС РФ о недопустимости изменения позиции задним числом. Также будут повышены пороги для продления срока ответа при запросе значительного объема документов: от 10 до 20 документов и от 200 до 500 страниц, при сохранении срока продления до 20 рабочих дней.

Комментарий эксперта

Предлагаемое Банком России регулирование разработано для применения к требованиям акционеров о предоставлении информации, которые предъявляются в случае получения информации, необходимой для определения стоимости акций, следующими лицами:

  • акционерами, исключенными из общества;

  • акционерами, акции которых были выкуплены в порядке, предусмотренном ст. 84.7, 84.8 Закона об АО, или в случаях выкупа обществом акций, то есть в ситуации, когда в обществе либо уже имеется корпоративный конфликт, либо его вероятность достаточно велика, в связи с чем наиболее важно обеспечить права акционеров, «покидающих» общество, на получение причитающейся им стоимости акций.

Важно отметить, что при этом непубличным акционерным обществам предоставлено право отступать от положений Указания Банка России, устанавливая иной порядок предоставления акционерам информации, если это будет предусмотрено уставом непуб­личного акционерного общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми его акционерами.

С точки зрения тенденций практики, касающейся споров о предоставлении обществом информации акционерам, в большинстве споров суды встают на сторону акционера, за исключением случаев, когда право общества отказать в предоставлении той или иной информации акционеру является бесспорным (например, связано с отсутствием у акционера необходимого количества акций), и в данной области акционеры достаточно защищены судебной практикой от возможных злоупотреблений со стороны общества или иных акционеров, имеющих больший контроль.

Например, несмотря на предусмотренное ч. 8 ст. 91 Закона об АО право общества отказать в предоставлении документов, если они относятся к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения акционера), суды отмечают, что такое основание отказа не является безусловным и не должно применяться не только в отношении информации о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием, но и в любых других случаях, когда документ имеет ценность на момент запроса с точки зрения его юридического, экономического или иного анализа для акционера.

В этом смысле Указание Банка России о дополнительных требованиях к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов является еще одним шагом в рамках общей тенденции и, возможно, также станет ориентиром для применения судами положений по аналогии в спорных ситуациях, прямо не урегулированных законодательством.

Комментарий эксперта

Право участников и акционеров хозяйственных обществ на получение информации о деятельности общества в общем виде закреплено в п. 1 ст. 67 и п. 1 ст. 65.2 ГК РФ. Применительно к АО эти нормы развиваются и конкретизируются в ст. 91 Закона об АО, которая устанавливает основания и порядок предоставления такой информации акционерам. При этом в ста­тье прямо указано, что дополнительные требования к процедурам предоставления документов устанавливаются нормативными актами Банка России.

Банк России разработал проект новых Указаний с целью совершенствования и актуализации подходов и требований к предоставлению информации и документов общества, который направлен на упрощение процедуры получения документов путем устранения избыточности и излишней детализации. Теперь в случае отсутствия в требовании информации о форме предоставления доступа к документам, способа связи с акционером или предъявления требования способом, который не предусмотрен уставом или внутренними документами, общество не вправе отказать акционеру в рассмотрении требования. Напомним, что в Указаниях 2019 г. отсутствие этих сведений в требовании было самостоятельным основанием для отказа в его рассмотрении, теперь же общество в любом случае обязано дать ответ акционеру.

Также предлагается уточнить круг лиц, которые вправе обратиться к обществу с требованием о предоставлении документов. Если в Указании 2019 г. к таковым относился доверительный управляющий, то положения проекта применяются также к требованиям, предъявляемым бывшими акционерами — в случае получения информации, необходимой для определения стоимости акций акционерами, исключенными из общества, а также акционерами, акции которых были выкуплены в порядке, предусмотренном ст. 84.7, 84.8 Закона об АО.

Вместе с тем недостаточно конкретно раскрыто, кто относится к категории «иных лиц». Например, в судебной практике встречаются ситуации, когда с требованием о предоставлении информации обращаются члены коллегиального органа управления, контролирующие лица, арбитражные управляющие, налоговые и антимонопольные органы.

Отдельно предусмотрен запрет лишать акционера возможности обычного делового использования полученных документов или иным образом ущемлять его права. Данное положение призвано минимизировать случаи злоупотреблений, при которых общество, ссылаясь на конфиденциальность информации, создает искусственные препятствия для практического использования акционером полученных документов (например, для получения юридической консультации).

Предлагаемые изменения можно оценить положительно, так как новая форма изложения является более структурированной и унифицированной, минимизирующей пробелы и устраняющей неоднозначность толкования. Измененные требования обеспечивают дополнительные гарантии реализации информационных прав акционеров, в том числе посредством фиксации положений о недопустимости игнорирования обществом полученных требований. В целом проект фиксирует сформировавшиеся в судебной практике подходы к реализации информационных прав.

Комментарий эксперта

Новый проект отличается от действующего структурой: каждый шаг процедуры регламентирован отдельно — документ разбит на соответствующие главы в отличие от действующего указания, текст которого разбит лишь на пункты без конкретизации разделов. Такой формат более удобен для работы, поскольку позволяет быстро находить нужную информацию.

Кроме того, Проект акцентирует внимание на принятие в непубличном АО решения об установлении отличного от предлагаемого нынешним указанием порядка предоставления документов: если действующая редакция упоминает необходимость такого регулирования уставом, то новый проект предусматривает обязанность единогласного принятия решения всеми акционерами.

Из наиболее заметных изменений, касающихся систематизации и оптимизации процесса предоставления акционерам информации, можно выделить четкий лимит расчета времени от даты предоставления акционерами требований, если требование предъявляют сразу несколько акционеров. В действующем указании используется сложная система из трех возможных дат, зависящая от того, какая дата наступит ранее, а Проектом вводится один срок — 10 рабочих дней с даты предъявления требования первым акционером.

Таким образом, Проект указаний является более подробным и структурированным документом. Он устраняет многие пробелы и неясности действующей редакции, детализирует процедуры, ужесточает требования к подтверждению прав акционеров и вводит более четкие и практичные правила, в том числе по срокам. Основная тенденция — повышение предсказуемости и прозрачности процедуры как для акционеров, так и для обществ, но в то же время и увеличение объема формальных требований.