В 2027 г. вступит в силу новый ФСБУ 10 «Расходы». О том, как стандарт повлияет на привычные способы учета расходов и какие действия предпринять уже сейчас, чтобы подготовиться к его применению, в нашем материале.
На сайте Минфина опубликован текст очередного проекта ФСБУ, который посвящен расходам.
ФСБУ 10 «Расходы» заменит действующий сейчас ПБУ 10/99, утвержденный приказом Минфина от 06.05.99 № 33н. Вступление нового ФСБУ в силу планируется в 2027 г. (приказ Минфина от 03.04.2025 № 42н).
В этой статье подробно разберемся, внесет ли в жизнь бухгалтера ФСБУ 10 революционные изменения и как подготовиться к переходу на новые реалии.
Основным важным изменением является исключение из обихода бухгалтера понятия «прочие расходы». Все затраты новый стандарт разделяет на включаемые и не включаемые в чистую прибыль. В целом, ФСБУ уточнит само понятие расходов, приведет детальную их классификацию (более детальную, чем в ПБУ 10/99), а также введет новые правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим эти изменения подробнее.
Кто обязан применять ФСБУ 10
Коммерческие компании по традиции обяжут применять стандарт в полном объеме. Некоммерческие организации будут применять положения нового ФСБУ только в части учета расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Традиционно же новый стандарт не применяется бюджетными организациями.
Организации смогут досрочно перейти на новый ФСБУ 10 с 1 января 2026 г., закрепив решение в учетной политике на 2026 г., а также обеспечив сопоставимость данных при раскрытии отчетности.
Субъекты малого предпринимательства сохранят право на упрощенный учет, но должны адаптировать его под новые требования ФСБУ.
Налоговые последствия
Положения нового ФСБУ фиксируют, что порядок признания расходов в налоговом учете не влияет на их признание в бухгалтерском учете. Изменения коснутся только бухгалтерского учета и отчетности, налоговый учет по-прежнему будет регулироваться Налоговым кодексом РФ. При этом ФСБУ 10 в ряде случаев может породить расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Общего понятия разниц, которые возникнут, не существует. Тут все зависит от вида деятельности компании и принятых методов учета.
Например, выручка по долгосрочным договорам в бухучете будет признаваться поэтапно, а в налоговом — единовременно. Аналогичные различия могут возникнуть при капитализации затрат и признании иных расходов. Поэтому особое внимание стоит уделить постоянным и временным налоговым разницам, которые могут возникнуть на этапе перехода и впоследствии.
Подобные моменты следует учесть при подготовке компании к переходу на новые стандарты — ФСБУ 9/2025 «Доходы» и ФСБУ 10 «Расходы».
Понятие расходов
В соответствии с новым ФСБУ 10 расходами будут признаваться уменьшение экономических выгод при выбытии или уменьшении стоимости активов, а также при возникновении или увеличении величины обязательств. При этом такие операции должны приводить к уменьшению капитала, которое не связано:
-
с уменьшением вкладов (взносов) учредителей;
-
с распределением прибыли между ними.
Пункт 5 нового стандарта говорит о том, что не признается расходами выбытие активов по следующим причинам:
-
в связи с осуществлением капитальных вложений;
-
в связи с осуществлением финансовых вложений;
-
в связи с покупкой (созданием) запасов;
-
по договорам комиссии, поручения, агентским договорам в пользу комитента, доверителя, принципала;
-
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, иного имущества, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
-
в виде аванса;
-
в виде задатка;
-
в залог, если договором предусмотрена передача залогодержателю заложенного имущества, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- в погашение кредита, займа, полученных экономическим субъектом.
Ничего революционного в данном списке нет: первые три пункта несколько менее детализированы в привычном ПБУ, в остальном отличий немного.
Расходы учитываются в том периоде, когда они реально возникли, даже если денежные средства еще не перечислены, но товар поставлен. Однако следует помнить, что при кассовом методе учета расходы признаются после фактической оплаты.
Классификация расходов
Новый стандарт выделяет две категории расходов:
-
включаемые и не включаемые в чистую прибыль (убыток);
-
расходы, включаемые в чистую прибыль (убыток), подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и отличные от них.
Расходы, включаемые в чистую прибыль (убыток), отличные от расходов по обычным видам деятельности, заменяют понятие, закрепленное в ПБУ 10, именуемое «прочие расходы».
Стандарт особо обращает внимание на тот факт, что информация о расходах, не включаемых в чистую прибыль (убыток), формируется в бухгалтерском учете в соответствии и с другими ФСБУ.
Ниже рассмотрим, правила каких стандартов могут быть применены при учете расходов.
Расходы по обычным видам деятельности и отличные от них
Расходами по обычным видам деятельности признаются:
-
расходы на производство и продажу продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг. Они оцениваются и признаются по правилам ФСБУ 5/2019;
-
управленческие, коммерческие и иные расходы, которые не включаются в стоимость активов в соответствии с другими ФСБУ.
Коммерческие, управленческие и иные расходы, которые не включаются в стоимость активов, признаются в бухгалтерском учете не сразу, а при выполнении трех условий (п. 14 ФСБУ 10):
-
наличие договора или иного документа-основания (например, приказ руководителя, авансовый отчет и пр.). Если компания просто планирует потратить деньги, но обязательств нет — это не признается выбытием актива;
-
существует уверенность в будущем уменьшении экономических выгод компании при выбытии активов. Например, деньги списаны со счета, товар передан, услуга оказана. Если есть сомнения (поставщик, возможно, вернет предоплату), то такая операция не признается расходом;
-
сумма затрат может быть надежно определена. Например, такие затраты, как расходы по итогам судебных разбирательств, не всегда ясны до окончания судов. Такой расход учтен быть не может.
В стандарте отражен список расходов, которые в зависимости от сферы деятельности компании могут быть отнесены как к обычной деятельности, так и к отличной от основной (п. 12 ФСБУ 10 «Расходы»). Для разных видов расходов предусмотрены разные правила оценки и определения момента признания. Это означает, что в каждом конкретном случае необходимо определить, к какому типу относится выбытие актива, и применить правила соответствующего стандарта.
Такие расходы могут возникнуть по следующим основаниям:
-
предоставление за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в сумме и порядке согласно ФСБУ 14/2022);
-
осуществление финансовых вложений, включая участие в уставных капиталах других организаций (в сумме и порядке согласно ПБУ 19/02);
-
предоставление во временное пользование имущества по договору аренды (субаренды) (в сумме и порядке согласно ФСБУ 25/2018).
Отдельного внимания заслуживают п. 16 и 17 нового стандарта, которые обозначают взаимосвязь с положениями уже вышедшего ФСБУ 9 «Доходы» в части специфических ситуаций по признанию выручки:
-
если компания учитывает выручку по ФСБУ 9 по международному стандарту МСФО (IFRS) 15, то и затраты учитываются по этому МСФО;
-
если выручка по ФСБУ 9 признается постепенно (по мере готовности), то и расходы признаются с применением установленного способа определения степени готовности.
Все расходы по обычным видам деятельности в учете должны быть сгруппированы по:
-
экономическим элементам (материалы, амортизация, заработная плата и т.д.);
-
статьям затрат.
Перечень группировок и статей затрат компания формирует самостоятельно с обязательным закреплением в учетной политике. Действующее ПБУ 10/99 устанавливает обязательный перечень элементов затрат, тогда как новый стандарт предоставляет организациям возможность раскрывать показатели с учетом особенностей их бизнеса.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности
Расходам, отнесенным к отличным от расходов по обычным видам деятельности, и подходам к их оценке в учете посвящены п. 19 и 20 нового ФСБУ 10.
Список довольно длинный и содержит некоторые уточнения в сравнении с действующим ПБУ 10/99. К таким расходам относятся, например:
-
расходы, связанные с куплей-продажей иностранной валюты;
-
оплата услуг кредитных организаций;
-
неустойки;
-
суммы безнадежных долгов;
-
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
-
и пр.
Отражение изменений в учетной политике
После введения нового ФСБУ 10, как и при применении прочих стандартов, возникнет необходимость внести изменения в учетную политику. Компания может выбрать способ их внесения — ретроспективно или перспективно.
При ретроспективном методе осуществляется пересчет сравнительных данных за предыдущие периоды для обеспечения сопоставимости. Перспективный метод позволяет применять новые правила только к операциям после даты перехода. Он, безусловно, менее трудоемкий, но не обеспечивает прозрачность отчетности.
Выбор способа применения зависит от сложности изменений в конкретной организации и возможности достоверного пересчета данных предыдущих периодов.
Внесенные корректировки необходимо корректно раскрыть в первой бухгалтерской отчетности, которая будет составлена с применением нового стандарта.
Раскрытие информации в отчетности
ФСБУ «Расходы» ужесточает требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности. В отчетности необходимо раскрыть общую величину расходов за отчетный период с разбивкой по категориям, в частности, обособленно раскрывать информацию о:
-
расходах по обычным видам деятельности;
-
расходах, отличных от них;
-
расходах, не включаемых в чистую прибыль (убыток).
Исходя из существенности, как минимум, следует раскрыть:
-
величину расходов;
-
детализацию расходов в соответствии с детализацией выручки, если она есть в отчетности;
-
информацию о способах и допущениях, примененных для признания расходов (в частности, способы определения степени готовности).
Также следует не забыть о раскрытии способа признания расходов, экономических элементов затрат, информации по сегментам и прочей существенной информации, которая сильно влияет на финансовый результат компании.
***
Таким образом, новый ФСБУ «Расходы», как и ранее введенный в действие ФСБУ, не только уточняет определение и классификацию затрат, но и повышает прозрачность бухгалтерской отчетности, что соответствует общей тенденции сближения российских стандартов бухгалтерского учета с МСФО.
Данный стандарт, вероятно, также можно будет применять досрочно. Рекомендуем заблаговременно подготовиться и осуществить плавный переход на ФСБУ 10 в спокойном режиме.
Таблица основных областей расхождений бухгалтерского и налогового учета расходов
Аспект |
Бухгалтерский учет по проекту ФСБУ «Расходы» |
Налоговый учет по НК РФ |
Последствие и риск |
Момент признания |
Принцип начисления. Признаются в том периоде, когда понесены, независимо от оплаты (п. 10). Для «упрощенцев» — возможно признание по оплате, если по такому же принципу признается выручка |
Общее правило — метод начисления. Но для многих расходов (например, материальные затраты, оплата труда) есть требование об оплате для их признания в расходах. Также есть кассовый метод |
Временные разницы. Расходы в БУ могут быть признаны раньше, чем в НУ (если нет оплаты). Это приводит к возникновению отложенных налоговых активов (ОНА) |
Классификация |
Сложная многоуровневая классификация (обычные/отличные от обычных; включаемые/не включаемые в чистую прибыль). Важна для корректного представления в отчетности |
Деление на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Важна для расчета налогооблагаемой базы |
Разная группировка. Один и тот же расход может по-разному классифицироваться в БУ и НУ. Не влияет на налог, но усложняет аналитику и сверку |
Оценка (стоимостное измерение) |
Оценка производится по правилам соответствующих ФСБУ (5/2019 «Запасы», 25/2018 «Аренда» и т.д.). Например, коммерческие расходы могут списываться в полном объеме в периоде их возникновения |
Многие расходы нормируются (представительские, рекламные, проценты по долговым обязательствам и т.д.) |
Постоянные и временные разницы. Сумма расхода в БУ может быть больше, чем принимаемая в НУ нормируемая величина. Это приводит к постоянным налоговым обязательствам (ПНО) |
Перечень признаваемых расходов |
Более широкий и ориентированный на экономическое содержание. Например, некоторые виды оценочных обязательств и резервов |
Закрытый перечень. Расходы, не поименованные в ст. 265 НК РФ, не могут быть учтены для целей налогообложения |
Постоянные разницы. Некоторые расходы, признанные в БУ (например, создание резерва по сомнительным долгам не по правилам НК РФ), в НУ не принимаются. Это приводит к ПНО |
Упрощенный учет |
Позволяет малым предприятиям использовать кассовый метод для признания и доходов, и расходов |
Для перехода на кассовый метод есть свои ограничения по выручке |
Возможность сближения БУ и НУ для малых предприятий, если они выберут в БУ кассовый метод и будут соответствовать критериям для его применения в НУ |
Ключевые различия между ПБУ 10/99 и проектом ФСБУ «Расходы»
Критерий |
ПБУ 10/99 |
Проект ФСБУ «Расходы» |
Сфера применения |
Коммерческие организации (кроме кредитных и страховых) |
Все экономические субъекты, кроме некоммерческих (кроме бюджетных). Особые правила для кредитных организаций, МФО и др. |
Определение расходов |
Уменьшение экономических выгод из-за выбытия активов или возникновения обязательств |
Более детализированное определение. Уточняется, что уменьшение капитала не связано с вкладами учредителей или распределением прибыли |
Классификация расходов |
|
Включаемые в чистую прибыль:
|
Признание расходов |
Общие условия: договор, определенность суммы, уверенность в уменьшении выгод |
Условия сохранены, но добавлены отсылки к другим ФСБУ (например, ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018) |
Момент признания |
В периоде возникновения |
Допускается признание по мере оплаты для субъектов на упрощенном учете, если выручка признается по оплате |
Раскрытие информации |
Раскрытие в отчете о финрезультатах по элементам затрат |
Более строгие требования: детализация по статьям затрат, раскрытие методов учета, возможность ограничения из-за коммерческой тайны |
Ссылки на другие стандарты |
Отсутствуют |
Активные ссылки на ФСБУ (5/2019, 14/2022, 25/2018) и МСФО (IFRS 15, IFRS 17) |
Учетная политика |
Не регулируется явно |
Четко прописан порядок изменения учетной политики при переходе на стандарт (ретроспективно или перспективно) |
Терминология |
Устаревшая терминология (например, «прочие расходы») |
Современная терминология, ближе к МСФО (например, «расходы, отличные от обычных») |
Примеры расходов |
Перечислены в общем виде |
Более детализированный перечень, включая расходы по МСФО 17 (страхование) |
Таблицы подготовлены редакцией «ЭЖ-Бухгалтер»