ВС РФ разъяснил, что арест векселя не освобождает от обязанности внести платеж на депозит

| статьи | печать

Арест имущества, устанавливающий запрет пользования ценными бумагами (векселем), не препятствует исполнению должником по векселю своих обязательств путем зачисления причитающейся суммы денежных средств на депозитный счет.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 22.08.2025 №309-ЭС25-3807 по делу № А76-19914/2023

Истец

ООО «ТЕХНОПАРК»

Ответчики

ПАО «Промсвязьбанк», АО «СМП Банк» в лице Челябинского филиала

 

Суть дела

В июле 2018 г. общество (заемщик) заключило с банком кредитный договор. 23.08.2018 банк (векселедатель) и общество (векселеприобретатель) подписали договор на приобретение прав по векселю банка, а платежным поручением общество произвело оплату, и по акту приема-передачи банк передал обществу собственный вексель.

В этот же день общество (залогодатель) заключило с банком (залогодержатель) договор залога указанного векселя в обеспечение надлежащего исполнения обязательств общества по кредитному договору.

13.09.2018 в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, на вексель банка был наложен арест путем запрета на распоряжение и пользование им, который был отменен 03.04.2023.

На основании договора цессии от 28.12.2018 банк (цедент) уступил компании (цессионарий) права (требования) к обществу по кредитному договору. Суд по иску компании обратил взыскание на транспортные средства общества, заложенные в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору, путем оставления заложенного имущества за компанией.

Ссылаясь на уклонение банка от оплаты векселя, общество обратилось в суд с требованиями о взыскании задолженности по договору на приобретение прав по векселю.

Выводы судов

Суд первой инстанции отказал компании, указав на то, что обязанность по оплате векселя у векселедателя наступает не автоматически при наступлении срока платежа, а только в случае предъявления векселя к оплате, между тем вексель к оплате банку не предъявлялся, поскольку в отношении него был наложен арест в рамках уголовного дела, кроме того, истцом пропущен срок вексельной давности.

Суд апелляционной инстанции отменил в части решение суда первой инстанции и частично удовлетворил иск, исходя из того, что обстоятельство наложения на вексель ареста в период с 13.09.2018 до 03.04.2023 обладало свойством чрезвычайности, при недоказанности факта участия общества, его руководителей в преступной схеме с использованием векселя, рассматриваемой в рамках уголовного дела. Кроме того, он указал, что лицом, выдавшим вексель, и лицом, в чьем распоряжении он находился в период действия ареста, которое в силу ч. 12 ст. 82 Закона об исполнительном производстве было обязано совершить после 23.08.2019 действия по зачислению денежных средств на текущие счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия, но не исполнило данную обязанность, в то время как общество самостоятельно не могло реализовать право требования по векселю, был банк.

Суд округа с такими выводами суда апелляционной инстанции не согласился и указал, что вексель со сроком платежа по предъявлении выдан банком 23.08.2018, должен был быть предъявлен к платежу в течение года с даты его выдачи — до 23.08.2019, а срок для иска по векселю составляет три года со дня срока платежа — до 23.08.2022, однако с иском общество обратилось в суд 27.06.2023, то есть по истечении срока вексельной давности, который является пресекательным, истечение данного срока влечет прекращение материального права требовать платежа от обязанных по векселю лиц.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановление суда округа и оставила судебный акт апелляционного суда в силе.

Простой вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении в течение одного года со дня составления, а вытекающие из него исковые требования против векселедателя погашаются истечением трех лет со дня срока платежа (п. 37, 70, 77, 78 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341)

При этом вексельное законодательство не содержит специальных норм, определяющих течение срока вексельной давности, а также срока исковой давности по требованиям, вытекающим из неисполнения вексельного обязательства, в случае наложения ареста на вексель уполномоченными органами.

В то же время из содержания ч. 1, 2, 4, 7 ст. 115 УК РФ, ч. 12 ст. 82 Закона об исполнительном производстве следует, что постановление следственных органов о наложении ареста на имущество, устанавливающее запрет пользования ценными бумагами (векселем), не препятствует исполнению должником по векселю своих обязательств путем зачисления причитающейся суммы денежных средств на депозитный счет. Совершение таких действий является обязанностью должника по вексельному обязательству, поскольку векселедержатель не имеет возможности предъявить арестованный вексель к оплате в обычном порядке.

Соответственно, в силу требования добросовестности участников оборота и запрета извлечения преимущества из противоречивого поведения (п. 3—4 ст. 1, п. 1 ст. 10, п. 5 ст. 166 ГК РФ) должник по векселю не вправе ссылаться на истечение срока вексельной давности или срока исковой давности ко дню прекращения ареста векселя, если в период действия ареста им не была исполнена обязанность по зачислению денежных средств на депозит, а указанные сроки не могут считаться пропущенными только в силу их истечения ко дню прекращения ареста.