Экономика регионов России: потребительская активность на подъеме, инвестиции — в минусе

| статьи | печать

В июле — августе 2025 г. экономическая активность в России в целом замедлилась, сохранив при этом значительные отраслевые и региональные различия. Рост потребительского спроса несколько ускорился, поддержанный увеличением турпотока и продажами автомобилей, однако инвестиционная активность предприятий снизилась на фоне охлаждения совокупного спроса. Инфляция продолжила замедляться, но инфляционные ожидания населения и бизнеса вновь выросли. Таковы ключевые выводы сентябрьского выпуска аналитического доклада «Региональная экономика: комментарии ГУ» Банка России, подготовленного на основе мониторинга 12 тыс. предприятий и данных официальной статистики.

Экономическая активность в большинстве макрорегионов в летние месяцы демонстрировала признаки охлаждения. Снизился выпуск стройматериалов на Северо-Западе, Урале и в Сибири из-за падения спроса в строительстве. Ряд автопроизводителей в Поволжье скорректировали производственные планы для балансировки рынка. На Юге грузооборот морских портов сократился из-за уменьшения отгрузки нефтепродуктов и зерна.

Однако позитивные сигналы также присутствовали. Активный приток туристов в Центральную Россию и на Дальний Восток стимулировал развитие туристической инфраструктуры. На Северо-Западе расширилось производство цветных металлов, а на Урале вырос выпуск в металлообработке, в том числе в рамках госзаказа.

Потребительская активность несколько ускорилась. Во многих регионах заметно выросли продажи автомобилей, чему способствовали снижение ставок по автокредитам и реализация отложенного спроса. Остается высоким спрос на услуги и общественное питание.

Инфляция в июле ускорилась в месячном выражении преимущественно из-за индексации коммунальных тарифов. Без ее учета текущий рост цен замедлился. При этом инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания бизнеса в августе повысились. Производители продолжали сталкиваться с ростом издержек, но охлаждение спроса ограничивало их перенос в конечные цены.

Денежно-кредитные условия оставались жесткими, несмотря на некоторое снижение ставок в экономике. В июле отмечалось оживление корпоративного кредитования и ипотеки по сравнению с июнем. Приток средств населения в банки продолжился, так как вкладчики стремились зафиксировать доходность в условиях снижения депозитных ставок.

Макрорегионы в фокусе: семь разных картин

Анализ Банка России показывает значительную дифференциацию в развитии макрорегионов.

Центральная Россия (ГУ по ЦФО) показала рост промышленного производства выше среднероссийского, во многом благодаря химической отрасли и производству одежды. Реализация инфраструктурных проектов поддержала строительный сектор. Турпоток вырос из-за повышения спроса на внутренний отдых.

Северо-Запад (СЗГУ) продемонстрировал рост в металлургии, в отличие от общероссийской динамики, и значительное опережение по инвестициям в основной капитал за счет крупных проектов в химической промышленности.

Волго-Вятский регион (ВВГУ) столкнулся со снижением выпуска в автомобилестроении, которое было сильнее общероссийского. Крупные автопроизводители вводили сокращенный режим работы. Напряженность на рынке труда снизилась, но осталась выше средней по стране.

Юг России (ЮГУ) отстает по темпам уборочной кампании из-за непогоды, прогноз по урожаю зерновых пересмотрен вниз. Грузооборот портов снизился, как и турпоток из-за ограничений на курортах. Объемы строительства сократились сильнее, чем в целом по стране.

Урал (УГУ) показал более заметный рост потребительской активности, в частности, за счет продаж автомобилей. При этом снизились объемы строительных работ, а деревообрабатывающие предприятия сократили выпуск. После планового ремонта НПЗ увеличили производство.

Сибирь (СГУ) продемонстрировала снижение промышленного производства на фоне общероссийского роста. Угледобывающие и металлургические компании уменьшили объемы из-за ограничений на рынках, производители стройматериалов — из-за низкого спроса.

Дальний Восток (ДГУ) показал рост промпроизводства ниже среднего, отчасти из-за ремонта на нефтегазовом предприятии. Макрорегион лидирует по темпам роста турпотока благодаря субсидированным авиаперелетам. Грузооборот портов обновил рекорд из-за перевалки угля.

Цены производителей и ожидания бизнеса: перенос издержек затруднен

Отдельный блок доклада посвящен анализу цен производителей и ценовых ожиданий. Рост цен производителей в начале 2025 г. продолжил замедление и с апреля перешел в отрицательную область, в основном из-за охлаждения внешнего и внутреннего спроса.

Рост издержек компаний оставался высоким. Основными факторами их увеличения были стоимость сырья, материалов и комплектующих (71% компаний), расходы на оплату труда (чуть более половины компаний) и логистику (треть предприятий).

При этом 74% компаний в январе — июле либо не перенесли возросшие издержки в цены (44%), либо перенесли не более 30%. Главными сдерживающими факторами стали слабый спрос, высокая конкуренция и контрактные обязательства.

Ценовые ожидания бизнеса с февраля по июль стабильно снижались, достигнув минимума за два года, но в августе немного выросли. Они остаются повышенными по сравнению с докризисным периодом 2017—2019 гг.

Инвестиционная активность: отраслевой разрез

Рост инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2025 г. замедлился до 4,3% г/г после 11,2% г/г годом ранее. Замедление было неравномерным.

Наибольший рост продемонстрировали обрабатывающие производства (+29,4% г/г) и торговля (+16,8% г/г). Высокая инвестиционная активность в обработке поддерживалась импортозамещением и госзаказом.

Сократились инвестиции в добычу полезных ископаемых (–0,5% г/г), строительство (–14,2% г/г) и транспортировку (–25,7% г/г). В строительстве на снижение капиталовложений повлияло охлаждение спроса на рынке недвижимости.

Основным источником финансирования инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий.

Сфера услуг и общественное питание: спрос опережает предложение

Платные услуги и оборот общественного питания устойчиво растут с 2022 г. По оценкам Банка России, в мае — июле 2025 г. их объем в сопоставимых ценах превысил уровень конца 2021 г. на 15,8 и 45,5% соответственно.

Основными драйверами роста стали туризм, медицинские услуги и общественное питание. Развитие внутреннего туризма, рост доходов населения и изменение потребительских предпочтений стимулируют спрос.

Однако предложение в секторе сталкивается с ограничениями, прежде всего с кадровым дефицитом. Это способствует росту цен: в июле услуги подорожали на 11,9% г/г, общественное питание — на 12,4% г/г. Их совокупный вклад в годовую инфляцию составил 3,6 п.п.

Итоги

Аналитический материал ЦБ рисует сложную и неоднородную картину региональной экономики. С одной стороны, сохраняется потребительская активность, поддерживаемая доходом населения. С другой — нарастают признаки охлаждения в инвестиционной и производственной деятельности, обусловленные исчерпанием эффекта прошлого роста и жесткими денежно-кредитными условиями. Ключевыми задачами остаются контроль над инфляционными ожиданиями и сдерживание инфляции в условиях сохраняющегося высокого роста издержек.