Руководство по вопросам ответственности директора и участников: ВС РФ обобщил судебную практику в новом Обзоре

| статьи | печать

Президиум Верховного суда РФ утвердил долгожданный Обзор практики по корпоративным спорам1, связанным с ответственностью руководителей (директоров, членов коллегиальных органов) и участников (акционеров) по ст. 53.1 ГК РФ. Документ, содержащий 26 позиций, вносит существенные коррективы в сложившуюся практику, прежде всего в части значения корпоративного одобрения сделок. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов проанализировать основные позиции Обзора.


1 Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам, связанным с применением статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного cуда РФ 30.07.2025).

Комментарий эксперта

В Обзоре ВС РФ окончательно закрыл вопрос, связанный с выплатой директором премий и форм одобрения таких выплат.

В пункте 4 Обзора ВС РФ указал, что директор не вправе определять размер собственных премий и выплачивать их в отсутствие волеизъявления полномочного органа управления.

Данный тезис кажется вполне очевидным, однако на практике не было однозначного подхода (например, в предложенном казусе суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону исполнительного органа управления).

Преемственный характер позиций дает понимание, что в вопросе возможности выплаты/увеличения вознаграждений директору самому себе поставлена точка, новый Обзор устраняет правовую неопределенность, подтверждая, что подобные действия противоречат принципу корпоративного управления — действовать доб­росовестно, разумно и в интересах корпорации.

Закрепленный подход ВС РФ дополняется позицией, сформулированной относительно первого казуса п. 18 Обзора, согласно которому одобрение ежегодных отчетов не является формой одобрения выплат премий директору.

СКЭС ВС РФ подтверждает, что одобрение выплат директору требует не просто формального одобрения отчетов. Решение требует отдельного голосования с полным раскрытием информации.

Годовой отчет представляет собой лишь информацию о факте осуществления выплат ex post, и его утверждение не может являться формой одобрения.

Таким образом, подход ВС РФ в вопросе выплат премий директором системен.

ВС РФ ужесточил стандарты корпоративного управления, исключив возможность «тихого» одобрения спорных выплат через формальные процедуры.

В совокупности позиции высшей инстанции строятся на концепции фидуциарных обязанностей директора, формирующих баланс в корпоративном управлении и хозяйственной организации, стимулируют исполнительный орган принимать достаточные и необходимые меры для достижения целей, ради которых создано юридическое лицо.

Самовольные действия директоров по выплате премий самим себе ВС РФ оцениваются крайне негативно, требуя прозрачности и регламентности в их осуществлении.

Комментарий эксперта

В пункте 23 Обзора ВС РФ ограничил сферу применения соглашений об устранении ответственности руководства компаний.

Суды обратили внимание, что п. 5 ст. 53.1 ГК РФ содержит правило о ничтожности соглашения об устранении или ограничении ответственности руководства компаний за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе — за совершение недобросовестных и неразумных действий. Поэтому акционеры не вправе освободить руководителя общества от ответственности за поступки, заведомо направленные против интересов юридического лица. Это включает действия, совершенные при наличии конфликта интересов, не раскрытого перед участниками общества. Иное приводило бы к устранению ответственности за умышленное нарушение обязательства.

Напомним, что закон запрещает ограничивать ответственность руководителя за недобросовестные действия. Директору публичного общества также нельзя ограничить ответственность за неразумные действия. Поэтому соглашение об устранении или ограничении ответственности директора, нарушающее эти запреты (так называемое indemnity), является ничтожным в соответствующей части.

Отметим, что ВС РФ также расширительно истолковал условие п. 5 ст. 53.1 ГК РФ, которое буквально говорит о «соглашении об устранении либо ограничении ответственности». Согласно новому разъяснению, условие об ограничении ответственности ничтожно, даже если закреплено не в отдельном соглашении с руководителем, а в решении собрания акционеров или уставе общества. Также не играет роли форма его закрепления (письменная или устная).

Комментарий эксперта

Наиболее важной позицией Обзора, которая должна дать виток новой судебной практике, можно считать п. 16 Обзора, который предусматривает, что надлежащее корпоративное одобрение снимает с директора риск ответственности. До появления этого разъяснения актуальной позицией по вопросу одобрения действий директора являлись п. 7 Пленума ВАС РФ № 62 и п. 16 Обзора ВС РФ от 25.12.2019, устанавливающие, что корпоративное одобрение не может являться основанием для исключения ответственности директора.

Этот вопрос долгие годы был предметом дискуссий, и на наш взгляд, ВС РФ верно скорректировал позицию, предоставив директорам защиту за действия, надлежащим образом санкционированные другими органами управления.

Самой небесспорной позицией Обзора, на наш взгляд, является п. 20 Обзора. Полагаем, что совершение директором крупной сделки без корпоративного одобрения, необходимого в силу закона, уже само по себе является индикатором недобросовестного поведения директора, как это предусмотрено подп. 3 п. 2 Пленума ВАС РФ № 62.

ВС РФ, напротив, указывает, что даже при неполучении корпоративного одобрения директор все равно может действовать добросовестно в интересах общества, и, более того, не быть привлеченным к ответственности за убытки, которые были причинены такими действиями. Представляется, что такой подход предоставляет слишком много дискреции директору и дезавуирует смысл корпоративных одобрений.

 Таблица. Основные выводы ВС РФ из Обзора по корпоративным спорам

Категория

Выводы ВС РФ

Пункт Обзора

Конфликт интересов

Вводится презумпция причинения убытков при совершении действий в условиях нераскрытого конфликта интересов.

п. 1

Раскрытие конфликта интересов является индикатором того, что директор действует в интересах общества, и такое раскрытие конфликта интересов может быть расценено в ряде случаев как фактическое одобрение действий директора со стороны участника.

п. 2

Конфликт интересов имеется в случае фактической аффилированности директора с иными лицами, участвующими в сделке.

п. 3

Директор вправе расходовать средства общества на себя и иных лиц при условии, что осуществление таких расходов связано с экономическими интересами общества

п. 4, 7, 8

Расчет убытков

Возможность взыскания с директора упущенной выгоды в составе убытков общества.

п. 5

Возможность взыскания убытков по модели disgorgement of profits, то есть в размере прибыли, извлеченной директором из нарушения.

п. 6

Применение принципа зачета имущественных потерь и выгод, предполагающего необходимость учитывать не только потери, но и выгоду общества, которую оно получило от взаимосвязанных сделок

п. 11

Пределы ответственности директора

Ответственность директора не наступает, если его поведение не выходит за пределы обычного делового риска.

п. 9

Директор может быть освобожден от ответственности, когда его действия направлены на предотвращение большего ущерба обществу.

п. 10

Ответственность директора не наступает, когда обществу причинены убытки вследствие ограниченности ресурсов общества для предотвращения убытков.

п. 13

Факт привлечения общества к публично-правовой ответственности сам по себе не является основанием для взыскания убытков с директора.

п. 14

Одобрение участниками общества, в том числе фактическое одобрение и одобрение большинством участников действий директора может являться основанием для освобождения директора от ответственности, однако директор не вправе ссылаться на такое одобрение, если:

(а) директор знал о недействительности такого решения;

(б) директор скрыл или не предоставил необходимую информацию для принятия решения;

(в) такое одобрение было предоставлено заинтересованными участниками.

п. 16, 17, 18, 19

Совершение директором крупной сделки без необходимого корпоративного одобрения само по себе не является основанием для взыскания с директора убытков, если он добросовестно действовал в интересах общества

п. 20

Стандарты поведения

Отсутствие системы проверки контрагентов в обществе может являться индикатором неразумного поведения директора и основанием для взыскания убытков.

п. 12

Директор должен совершать действия, направленные на предотвращение или недопущение нарушения обществом законодательства, а также способствовать уменьшению размера ответственности общества.

п. 15

Является ничтожным соглашение об ограничении ответственности директора: непубличного общества за недобросовестные действия / публичного общества за недобросовестные и неразумные действия

п. 23

Контролирующие лица

Убытки могут быть взысканы с участника общества как контролирующего лица общества в силу обладания им значительной долей общества или иных фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии корпоративного контроля.

п. 21

Убытки могут быть взысканы c так называемых «теневых директоров», то есть лиц, которые осуществляют фактический контроль над директором

п. 22

Исковая давность

Исковая давность по сделке, совершенной в условиях нераскрытого конфликта интересов, течет с момента, когда общество получило возможность узнать о совершении сделки и несоответствии ее условий интересам общества.

п. 24

Утверждение годовой финансовой отчетности само по себе не является основанием для вменения участнику осведомленности о совершении директором недобросовестных или неразумных действий для целей исчисления исковой давности.

п. 25

Изменение состава участников общества не влияет на течение срока исковой давности по иску о взыскании убытков с директора

п. 26