В Обзоре ВС РФ окончательно закрыл вопрос, связанный с выплатой директором премий и форм одобрения таких выплат.
В пункте 4 Обзора ВС РФ указал, что директор не вправе определять размер собственных премий и выплачивать их в отсутствие волеизъявления полномочного органа управления.
Данный тезис кажется вполне очевидным, однако на практике не было однозначного подхода (например, в предложенном казусе суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону исполнительного органа управления).
Преемственный характер позиций дает понимание, что в вопросе возможности выплаты/увеличения вознаграждений директору самому себе поставлена точка, новый Обзор устраняет правовую неопределенность, подтверждая, что подобные действия противоречат принципу корпоративного управления — действовать добросовестно, разумно и в интересах корпорации.
Закрепленный подход ВС РФ дополняется позицией, сформулированной относительно первого казуса п. 18 Обзора, согласно которому одобрение ежегодных отчетов не является формой одобрения выплат премий директору.
СКЭС ВС РФ подтверждает, что одобрение выплат директору требует не просто формального одобрения отчетов. Решение требует отдельного голосования с полным раскрытием информации.
Годовой отчет представляет собой лишь информацию о факте осуществления выплат ex post, и его утверждение не может являться формой одобрения.
Таким образом, подход ВС РФ в вопросе выплат премий директором системен.
ВС РФ ужесточил стандарты корпоративного управления, исключив возможность «тихого» одобрения спорных выплат через формальные процедуры.
В совокупности позиции высшей инстанции строятся на концепции фидуциарных обязанностей директора, формирующих баланс в корпоративном управлении и хозяйственной организации, стимулируют исполнительный орган принимать достаточные и необходимые меры для достижения целей, ради которых создано юридическое лицо.
Самовольные действия директоров по выплате премий самим себе ВС РФ оцениваются крайне негативно, требуя прозрачности и регламентности в их осуществлении.