Экономическая активность в России в мае — июне 2025 г. демонстрировала умеренный рост на фоне сдерживания потребительского спроса, снижения напряженности на рынке труда и замедления инфляции. Однако ситуация оставалась крайне неоднородной как по отраслям, так и по макрорегионам, определяемым зонами ответственности главных управлений Банка России. Об этом свидетельствуют данные мониторинга 15 тыс. предприятий и официальной статистики, обобщенные в очередном выпуске доклада.
Экономический рост в мае — июне стал более сдержанным. Потребительский спрос, хотя и продолжал увеличиваться в большинстве регионов, делал это менее активно, особенно в сегменте непродовольственных товаров. Продажи автомобилей снижались, а рынок жилья демонстрировал охлаждение, что сдерживало запуск новых строительных проектов и производство мебели. При этом наблюдались и положительные сигналы: грузооборот портов Дальнего Востока вырос на фоне увеличения экспорта нефти и угля, а производство мясной и молочной продукции на Урале и Северо-Западе сохранялось на высоком уровне благодаря устойчивому спросу.
-
Рынок труда: признаки снижения напряженности стали более выраженными. Уровень безработицы в мае оставался на историческом минимуме (2,2% с сезонной корректировкой), однако потребность работодателей в новых сотрудниках и количество активных вакансий сокращались. Замедлился и рост заработных плат.
-
Месячный рост потребительских цен с сезонной корректировкой в июне замедлился. На это повлияло постепенное охлаждение спроса и укрепление рубля. Инфляционные ожидания населения снизились, но оставались повышенными. В июле впервые с декабря 2024 г. немного возросли ценовые ожидания бизнеса (особенно в сфере услуг, строительстве и торговле).
Макрорегионы: контрастная картина
Экономическая динамика сильно различалась по семи макрорегионам присутствия ГУ Банка России:
-
Центральный федеральный округ. Выделялся опережающим ростом производства электрооборудования (благодаря новым мощностям для импортозамещения и локализации) и лакокрасочной продукции (+19,3% г/г за январь — май). Инфляция здесь была ниже общероссийской (8,6% г/г в июне), чему способствовали снижение спроса на товары длительного пользования, высокие складские запасы и усиление конкуренции. Потребительский спрос в июне замедлялся, включая спрос на продукты питания и товары длительного пользования, но оставался высоким на услуги здоровья и отдыха. Рынок жилья охлаждался, сдерживая спрос на мебель.
-
Северо-Запад. Производство молочной продукции росло благодаря высокому внутреннему и внешнему спросу. Фармацевтические предприятия расширяли ассортимент и экспортные поставки, планировали открыть новые производства. Значительно увеличился турпоток, в некоторых регионах сохранялась нехватка средств размещения. Годовая инфляция (9,6%) превышала среднероссийский уровень.
-
Волго-Вятский регион. Темпы роста потребления немного увеличились, но оставались невысокими. Годовой рост розничных продаж и платных услуг населением превышал общероссийский. Ценовые ожидания бизнеса достигли минимума с начала 2023 г. Охлаждение рынка жилья сдерживало спрос на мебель и продукцию деревообработки. Деловая активность машиностроительных предприятий снижалась, особенно у ориентированных на частный спрос. Рост турпотока поддерживался развитием инфраструктуры.
-
Юг. Охлаждение спроса на инвестиционные и потребительские товары привело к сокращению промышленного выпуска. Прогноз по урожаю зерновых пересмотрен вниз (до уровня 2024 г.) из-за неблагоприятной погоды. Годовой рост турпотока замедлился из-за непогоды и ограничений на пляжных курортах Краснодарского края. Снижение ввода жилья во многом обусловлено уменьшением объемов регистрации объектов ИЖС на Северном Кавказе. Инфляция (9,9%) оставалась выше средней по стране.
-
Урал. В отличие от России в целом, деловая и инвестиционная активность снижались, во многом из-за падения спроса на продукцию обрабатывающих отраслей (включая нефтегазовый сектор и строительство). Расходы населения росли быстрее общероссийских. Спрос на индивидуальное жилье снижался, несмотря на значительные объемы ввода ИЖС. При этом выпуск мясной продукции увеличивался, особенно в Курганской, Свердловской и Оренбургской областях. Производство электроники и кабельной продукции сокращалось.
-
Сибирь. Выпуск снизился в большинстве отраслей промышленности, особенно в угледобыче, цветной металлургии и химии из-за уменьшения экспорта. При этом доля этих отраслей в сибирской промышленности значительно выше средней по стране. Реализация крупных проектов ведущими компаниями обеспечила рост инвестиций выше общероссийского. Выработка электроэнергии снижалась семь месяцев подряд из-за сокращения гидрогенерации. Выпуск бумаги и бумажных изделий стабилизировался после двух лет роста. Объемы предоставления медицинских услуг снизились впервые за год, но отмечался рост медицинского туризма и спроса на ДМС.
-
Дальний Восток. Потребительская активность в мае — июне выросла по сравнению с апрелем. Годовая инфляция в июне (9,0%) оставалась ниже средней по России. Грузооборот портов обновил рекорд за счет угля и нефти. Контейнерооборот немного вырос из-за увеличения импорта. Загрузка судостроительных предприятий сохранялась на высоком уровне. Вылов тихоокеанских лососей к началу июля превысил уровень 2023 г., но оптовые цены на рыбу оставались высокими из-за ожиданий низкого итогового вылова и роста издержек. Рынок мебели оставался под давлением.
Импортные поставки и запасы
-
Номинальный объем импорта в январе — мае 2025 г. вырос на 1,7% г/г, сдерживаемый охлаждением внутреннего спроса и санкциями. Росту способствовало укрепление рубля.
-
Вырос импорт продовольствия и с/х сырья (+13.9% г/г, доля >15%) — из-за роста мировых цен (кофе, масла) и снижения отечественного урожая некоторых культур (картофель). Увеличился импорт химической продукции (+7,0%, доля >20%) — из-за ожидания ограничений на параллельный импорт и маркировку, роста цен на фармацевтику и потребностей производства.
-
Сократился импорт машин, оборудования и ТС (-2,8%, доля ~50%), прежде всего легковых автомобилей, а также электроники и сельхозтехники. Причины: охлаждение спроса, импортозамещение, преимущества отечественной продукции на госзакупках.
-
Улучшились условия импорта оборудования (прямые платежи, сокращение сроков поставок из Азии).
-
81% предприятий-импортеров оценивают уровень запасов сырья и комплектующих как достаточный (благодаря укреплению рубля и оптимизации логистики). 19% испытывают нехватку (из-за отсутствия аналогов, проблем с платежами, длительной логистики).
-
Уровень запасов готовой продукции вырос в 1п25 г/г у производителей всех групп товаров (инвестиционных +3,8 п.п., промежуточных +2,5 п.п., потребительских +2,1 п.п.) и у торговых компаний (+1,8 п.п.) из-за охлаждения спроса, наращивания импорта и укрепления рубля. Автодилеры отмечали затоваренность складов, особенно машинами азиатских марок.
- Ожидается, что объемы импорта в 2025—2026 гг. существенно не изменятся.
Рынок труда
В первом полугодии 2025 г. спрос на рабочую силу превышал предложение, безработица (2,2% в мае) — на историческом минимуме, занятость — выше среднего за пять лет. Однако признаки снижения напряженности усилились: сократились потребность в работниках, число вакансий и доля предприятий с дефицитом кадров (66% в июне против 69% в январе).
-
Годовой рост номинальной зарплаты в большинстве отраслей в апреле замедлился (особенно в финансах, добыче, торговле, строительстве). Замедлился рост и предлагаемых зарплат.
-
Наиболее высокие зарплаты — в ЦФО (включая Москву и МО), СЗФО, ДВФО; низкие — на Северном Кавказе. Это стимулирует межрегиональную миграцию.
-
Прирост численности занятых замедлился в добыче и обрабатывающей промышленности, сократился в торговле (из-за закрытия автосалонов). Ускорился рост численности персонала в гостиницах, общепите, информации и связи (из-за туризма).
-
Дефицит кадров снизился в добыче, машиностроении, строительстве (из-за снижения спроса и автоматизации). Усилился в сельском хозяйстве, металлургии, химии (из-за оттока кадров и высокого спроса).
-
Планы предприятий по повышению зарплат и найму в июне стали более сдержанными по сравнению с январем. Медианная оценка ожидаемого роста зарплат снизилась с 8,4 до 5,3%. Доля компаний, планирующих сокращение персонала, выросла (с 6,9 до 11,5%). Основные причины — снижение спроса на продукцию и рост издержек.
На перекрестке тенденций
Июльский доклад Банка России рисует картину экономики, вступающей в фазу умеренного роста. Ключевые общероссийские тренды — замедление потребительской активности (особенно в непродовольственном сегменте и на рынке жилья), снижение инфляции и напряженности на рынке труда — создают основу для потенциальной стабилизации. Однако эта стабилизация хрупка и крайне неоднородна. Глубокие различия между макрорегионами и отраслями остаются определяющим фактором. Пока одни территории (ЦФО, частично СЗФО) демонстрируют точки роста в промышленности (электрооборудование, фармацевтика, пищепром), другие (Урал, Сибирь, отчасти Юг) испытывают давление из-за снижения спроса на продукцию обрабатывающих отраслей и сложностей с экспортом. Сельское хозяйство столкнулось с погодными вызовами, а рынок автомобилей — с глубокой коррекцией после периода насыщения. Уровень запасов сырья у бизнеса в целом достаточен, но затоваренность складов готовой продукцией (особенно в торговле и автопроме) становится новой проблемой на фоне охлаждения спроса. Дальнейшая динамика будет зависеть от баланса между сохраняющимся, хотя и снижающимся, дефицитом кадров, жесткими денежно-кредитными условиями, возможным оживлением потребительского спроса во второй половине года и успехами в импортозамещении и переориентации логистических цепочек.