Объект был включен в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 г. Однако в перечень на 2021 г. по состоянию на 1 января 2021 г. он не вошел и был включен в него только 1 февраля 2021 г. Суд разобрался с тем, нужно ли было компании уплачивать по нему налог на имущество за 2021 г. исходя из кадастровой стоимости (постановление АС Центрального округа от 27.05.2025 № Ф10-2540/2024 по делу № А09-8458/2023).
Суть дела
Компания в 2023 г. получила от налоговиков уведомление о непредставлении декларации по налогу на имущество за 2021 г. и о неуплате налога за 2021 г. по объекту недвижимости (автозаправочный комплекс) исходя из его кадастровой стоимости.
В ответ компания указала, что находится на УСН и на 1 января 2021 г. объект недвижимости не был включен в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости (далее — перечень).
Налоговики уведомили компанию, что объект с 1 января 2020 г. включен в перечень. И поскольку компания не представила декларацию за 2021 г., налоговики приостановили операции по ее счетам.
Компания обратилась в суд о признании действий инспекции незаконными.
Решение судов
Суды трех инстанций требования компании удовлетворили. Они указали, что компания применяет УСН, в связи с чем не является плательщиком налога на имущество, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Автозаправочный комплекс не является вновь образованным объектом недвижимого имущества. В перечне на 2021 г., по данным по состоянию на 1 января 2021 г., данный объект не значится. Он был обнаружен и внесен в перечень только 1 февраля 2021 г. отдельным приказом. Таким образом, у налогового органа не было оснований для направления компании спорного уведомления.
Это соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 12.07.2022 № 1717-О, от 12.07.2022 № 1716-О, в которых разъяснено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат, по общему правилу, включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период.
Как указал Конституционный суд РФ, согласуется с этим и подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, в силу которого в случае, если кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и (или) такой объект не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений ст. 378.2 НК РФ.
Суды отвергли доводы налоговиков о том, что спорный объект был обнаружен ранее в 2020 г., поскольку они опровергаются Приложением к приказу Управления имущественных отношений Брянской области, которым по состоянию на 1 января 2021 г. был определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.