Суды разобрались с тем, вправе ли была компания заключать срочный трудовой договор с пенсионером, который перед этим уволился из нее в связи с выходом на пенсию, написав соответствующее заявление (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2025 по делу № 8Г-34536/2024).
Суть дела
Работник компании 12 февраля 2018 г. подал заявление об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с 20 февраля 2018 г. При увольнении ему произвели все выплаты.
На следующий день, 21 февраля 2018 г., работник подал заявление о приеме его на работу. Был издан приказ, согласно которому работник принимается на работу в компанию, которая является основным местом работы, временно. С ним был заключен трудовой договор на срок с 21 февраля 2018 г. по 20 февраля 2019 г. В дальнейшем срок действия договора был изменен дополнительным соглашением до 20 февраля 2022 г.
По истечении срока трудового договора работник был уволен по п. 2 ст. 77 ТК РФ. Работник обратился в суд с требованием об отмене приказа, восстановлении на работе, признании срочного договора заключенным на неопределенный срок.
Решения судов
Мнения судов разошлись. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных работником требований отказал. А вот апелляционный и кассационный суды поддержали работника. Они указали, что в написанном работником заявлении о приеме на работу не содержится сведений о заключении договора на определенный срок. Таким образом, у работника отсутствовало намерение на заключение срочного трудового договора. Работник, как экономически более слабая сторона трудового спора, не имел возможности повлиять на решение компании о заключении с ним срочного трудового договора. В связи с этим суды отвергли доводы работодателя о добровольном волеизъявлении работника на установление ему срочного характера трудовых отношений. Они также указали, что работодатель не привел причин, послуживших основанием для установления срочного характера трудовых отношений, в то время как указание таких причин является обязательным в силу положений ст. 57 ТК РФ.
В результате суды признали, что трудовой договор от 21 февраля 2018 г. является заключенным на неопределенный срок, и, соответственно, увольнение работника было произведено незаконно.
Как складывается судебная практика
Статья 59 ТК РФ разрешает по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор с поступающими на работу пенсионерами по возрасту. В связи с этим некоторые работодатели пытаются переоформить бессрочные трудовые отношения с работниками-пенсионерами в срочные. Однако в Определении от 15.05.2007 № 378-О-П Конституционный суд РФ разъяснил, что установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми пенсионерами, кто поступает на работу. Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.
Учитывая эту правовую позицию, суды признают переоформление с работником-пенсионером бессрочного трудового договора на срочный незаконным (например, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2023 по делу № 88-10676/2023 (подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 30, 2023)). А Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 21.12.2023 по делу № 8Г-39496/2023 указал, что, поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, то есть на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае, когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суде общей юрисдикции. И если судом будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
Таким образом, даже если, как в комментируемом деле, работодатель попытается представить переоформление трудовых отношений с работником-пенсионером как совершенное по взаимной договоренности и волеизъявлению работника, велик риск, что при фактическом отсутствии такого волеизъявления у работника суд признает трудовые отношения заключенными на неопределенный срок.