Интерес россиян к бизнесу растет

| статьи | печать

Это, в частности, показали результаты очередного исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), который Сбербанк проводит в партнерстве с Фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития.

Проведенное по итогам 2023 г. исследование показало, что 21% россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет) вовлечены в предпринимательскую деятельность (с 2022 г. этот показатель не изменился). Из них каждый третий опрошенный пока не стал полноценным владельцем бизнеса и находится на разных стадиях его создания — от интереса до реализации конкретных действий по открытию дела. Еще примерно треть респондентов ответили, что уже имеют бизнес и хотят открыть еще один. Столько же предпринимателей владеют бизнесом, но не предпринимают попыток открыть дополнительный.

По данным опроса, 14 из 21% россиян-бизнесменов владеют первым бизнесом или открывают его, а 7% в прошлом уже имели предпринимательский опыт.

Большинство (35%) начинающих и опытных бизнесменов регистрируют свое дело как индивидуальные предприниматели, 19% — самозанятые, 13% — юридические лица. Однако 32% пока никак его не оформили.

Исследователи проекта ПРИМ также изучили интерес россиян к предпринимательству. Опрос показал: 30% респондентов планируют открыть свое дело в ближайшие три года и с 2022 г. этот показатель не изменился. При этом больший интерес к предпринимательству проявляет молодежь. О таких планах сообщили 53% студентов и 41% людей в возрасте 18—35 лет.

На вопрос «что вас мотивирует открыть свое дело?» 38% опрошенных ответили, что хотят это сделать из-за необходимости заработать на себя и семью, а 35% — чтобы самореализоваться. При этом о самореализации чаще говорит молодежь 18—35 лет и жители городов-миллионников. А необходимость заработать больше мотивирует старшее поколение (54—64 года), жителей сельской местности и людей со средним образованием и ниже.

Для открытия бизнеса россиянам в первую очередь нужна помощь со стартовым капиталом (так ответили 59% опрошенных), обучением и консультациями (30%, чаще — женщины), а также юридической и информационной поддержкой (28%, чаще — жители мегаполисов).

Несмотря на растущий интерес к бизнесу, многие россияне опасаются открывать свое дело. Большинство (42%) опрошенных считают, что у них для этого недостаточно знаний и квалификации, а 34% боятся потерпеть поражение. За прошедший год эти показатели практически не изменились.

Однако по сравнению с 2022 г. россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса. Если год назад 39% респондентов отвечали, что в России несложно начать свой бизнес, сейчас таких уже 43%. А доля тех, кто считает, что в ближайшие полгода условия для начала бизнеса в их регионе будут хорошими, выросла с 22 до 25%.

Исследователи также задали вопрос россиянам: чему они больше уделяют внимание, о чем думают и заботятся. Семью и здоровье в качестве самых важных жизненных ценностей выбрали как предприниматели, так и те, кто не занимается бизнесом. Однако бизнесмены чаще остальных россиян считают для себя важными финансовое благополучие (41%) и самореализацию (40%). Участвующая в опросе молодежь (18—35 лет) чаще говорила о самореализации, карьере, общении с друзьями и свободном времени; люди в возрасте 36—45 лет — о семье и финансовом благополучии; россияне старше 56 лет — о здоровье.

«Исследование этого года показало, что в целом россияне стали позитивнее оценивать возможности для открытия бизнеса в России. <…> Однако многим не хватает для этого знаний и умений, а также мешает страх перед неудачей. Эти причины преодолимы: сейчас на рынке множество образовательных программ для начинающих, в том числе бесплатных. У „Сбера“, например, есть бесплатный сервис, который поможет создать готовый бизнес-план и зарегистрировать бизнес. А когда все этапы развития понятны, начинать уже не так страшно», — комментирует Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка.