Трансформация рынка закупок в сегменте частного бизнеса

| статьи | печать

Последние три года стали настоящей полосой препятствий для бизнеса в России. Пандемия, санкции, усиливающиеся с каждым годом, уход иностранных компаний вынудили бизнес искать новые пути для самореализации. Большинство из этих путей привели предпринимателей в «цифру», а именно — на электронные торговые площадки, которые, в свою очередь, также перестраивались под новых клиентов. О том, как происходила обоюдная трансформация, в материале Владимира Кириленко, заместителя генерального директора «Росэлторг».

Из привычного в отечественное

Уход с российского рынка зарубежных ПО стал одним из самых болезненных. Именно зарубежные ИТ-компании, в числе которых SAP, Oracle, Microsoft Dynamics и пр., были основными поставщиками широкого спектра услуг, в частности, поставки и сопровождения корпоративных информационных систем. Каждая вторая компания на российском рынке пользовалась услугами зарубежного софта: для автоматизации бизнес-процессов, в том числе закупочных процедур, ведения бухгалтерии, отчётности и много другого.

Из затруднительной ситуации бизнес выходил по-разному. Крупные корпорации задействовали собственные внутренние ресурсы для создания своего бизнес-пространства, который включает и организацию привлечения и поиска поставщиков.

Среднему и малому бизнесу пришлось сложнее, и они обратились к решению отечественных разработчиков. Согласно исследованию Росэлторг, в последние два года российские организации активно переходят на отечественный стек технологий в разных вариациях: операционные системы, базы данных, средства виртуализации, системы хранения и резервирования данных.

К примеру, самым популярными и очевидным решением для многих программ стали продукты и услуги компании 1С, которая занимает на российском рынке лидирующие позиции. Компания предоставляет внушительный набор программных продуктов, которые решают различные задачи по автоматизации деятельности предприятия, но непосредственно реализация самого закупочного процесса закрывается функционалом, который предоставляют электронные торговые площадки. «Натренированные» госзакупками и торгами госкорпораций, они не только сопровождают закупочный процесс от и до, но и предоставляют все сопутствующие сервисы и услуги.

Площадка возможностей

Как ни странно, но кризис вдохнул новую жизнь в обе стороны. Бизнес — неважно выступает он в роли заказчика или поставщика — получил службу единого окна, закрыв свою потребность в поиске новых контрагентов и при этом расширив сеть партнёров и каналы сбыта.

Электронные торговые площадки получили новых или активизировавшихся старых клиентов и прямой запрос на доработку систем, не имеющих отношения к закупкам в рамках законодательства.

Именно период пандемии стал триггером для активного развития платформы закупок частного бизнеса Росэлторг.Бизнес. Карантин выявил и без того очевидные преимущества онлайн-торговли: широкий выбор разных производителей, электронное оформление сделки и доставка — и всё это режиме онлайн. Такие же преимущества должен был получить и бизнес.

Однако уже существовавшие b2b-площадки не могли в полной мере удовлетворить быстро набирающий обороты объём сделок, а федеральные площадки в силу своей адаптации под нужды госзакупок «отпугивали» новых пользователей сложным процессом регистрации и дальнейшей работы.

Ориентация на частный бизнес стала и вызовом, и окном возможностей для операторов госторгов. Частный предприниматель, не собирающийся принимать участие в госзакупках или торгах госкомпаний, не желал обременять себя изучением законодательства и утомительным процессом аккредитации. Так родился ещё один тренд, помимо ведения бизнеса в режиме онлайн, — наращивание площадками новых компетенций для закрытия потребностей частного бизнеса, или — упрощение входа на рынок электронных торгов для новых пользователей.

Росэлторг.Бизнес пошёл по пути свободы творчества. Регистрация проходит также просто как в социальной сети — по номеру телефона, адресу электронной почты или через «Госуслуги», далее весь процесс купли-продажи клиент подстраивает под себя. Если он заказчик, то конструктор процедур поэтапно включает настройку закупки, а если поставщик — то тот же принцип действует при составлении коммерческого предложения.

Если госзаказчики и госкомпании зачастую фокусируют свой интерес на экономии средств по итогам закупки, то частным предпринимателями важнее скорость осуществления процедуры, её условия они вольны определять на своё усмотрение.

Понимая это, платформы предлагают различные варианты ускорения процесса — онлайн-чат для ведения переговоров аналогичный привычным мессенджерам, никаких правил по созданию процедуры — можно как с запросом цены, так и без, в описании закупки отсутствуют обязательные критерии, система оценки будущих партнёров, по результатам которой система сама выводит рейтинг участников закупки, а заказчик уже принимает решение, с кем именно он хочет заключить договор.

В конце концов даже завершать процедуру выбором победителя необязательно — к примеру, пользователи из числа представителей крупного бизнеса используют Росэлторг.Бизнес для анализа рынка. Собрав предложения от разных производителей, заказчик выявляет среднюю стоимость своего объекта закупки, что в дальнейшем позволяет лучше ориентироваться на рынке и оперативнее осуществлять закупки уже на регулируемых законом площадках. А поставщик получает возможность оценить спрос рынка на его продукт или услугу.

Маркетплейсы не отстают

Трансформируются не только площадки, упрощая и одновременно модернизируя свой функционал, но и маркетплейсы перестраиваются на торговлю с бизнесом, а не физическим лицом. К примеру, Яндекс запустил версию маркета для b2b-торговли «Маркет для бизнеса», функционал которого аналогичен привычному маркету для физических лиц.

Сам бизнес также находит новые формы не только своего развития, но и поддержки «братьев своих меньших». В 2021 году РЖД запустили «РЖД Маркет» — сервис, где поставщики выставляют свою продукцию, а покупатели могут выбрать нужный товар, ориентируясь на сроки доставки по железной дороге.

Однако и тот, и другой вариант перевода торговли в «цифру» предусматривает лишь куплю-продажу товаров, в то время как на электронных торговых площадках закупить можно в том числе работы и услуги.

Некуда деться

Все пути приводят предпринимателей на электронные торговые площадки — в силу удобства использования или многообразия сегментов, которые могут закрыть нужды заказчиков и расширить каналы сбыта поставщиков.

За последние два года количество новых пользователей на Росэлторг.Бизнес увеличилось более чем в два раза. Предприниматели работают на платформе в равной степени и как заказчики, и как поставщики: об этом говорит рост количества публикаций — в 2023 году их стало на 46,5% больше, чем в 2022, и количества рассылаемых предложений — их стало на 70,9% больше, что повысило уровень конкуренции на торгах более чем в два раза.

Росэлторг активно работает над привлечением именно тех предпринимателей, которые ранее не использовали механизм электронных торгов для развития бизнеса. В компании уверены — именно «новички» с их новым взглядом на процесс, запросом на автоматизацию и актуальной проблематикой дадут новый виток развитию системы электронных торгов по всему рынку.