Нужно ли проходить медосмотры курьерам организации, выполняющим свою работу как на своем, так и на служебном автомобиле?

| статьи | печать

В Государственную инспекцию труда по г. Москве поступил следующий запрос. В организации работают курьеры, которые доставляют образцы продукции и документы между структурными подразделениями организации в г. Москве. Курьеры осуществляют доставку как на служебных, так и на личных автомобилях. Иногда используются транспортные средства по договору аренды. В свою очередь, компания компенсирует им расходы. В этой ситуации возникает вопрос: нужно ли таким курьерам проходить предрейсовые медосмотры?

Ответ на этот вопрос дала Государственная инспекция труда по г. Москве от 26.07.2023 № 77/7‑24037‑23-ОБ/10-25085-ОБ/18-1330.

Обоснование следующее. Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Эти осмотры необходимы для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Напомним, что предварительные осмотры нужно проходить при поступ­лении на работу, а периодические — ежегодно в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года. Такие правила предусмотрены ч. 1 ст. 220 ТК РФ.

Обращаем внимание, что проведение предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется на основании порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее — порядок). Перечисленные медосмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. 3 указанного порядка требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами.

Согласно п. 6 порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

На наш взгляд, четкого ответа на поставленный вопрос не последовало.

Существует мнение, что проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры курьерам, которые осуществляют доставку как на служебных, так и на личных автомобилях, не нужно. При этом есть исключение. Проходить медосмотры следует тем работникам, у которых функция управления транспортным средством входит в трудовые обязанности водителя. Это связано в том числе с тем, что для выполнения ими трудовой функции курьера будет передаваться служебный автомобиль. Поэтому курьеры, занятые доставкой грузов на служебном автомобиле, должны проходить предрейсовый медицинский осмотр.

Хотя этот случай не рассматривается в запросе компании, но все же стоит отметить, что если курьеры перевозят опасные грузы, то они должны пройти послерейсовые медицинские осмотры. Это следует из п. 3 ст. 23 Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

Комментарий эксперта

По данному вопросу много копий поломано.

Если подходить строго формально к требованиям законодательства, то медицинские осмотры должны проходить именно работники в должности водителей.

И вроде курьер — это не водитель, поэтому медосмотры проходить ему не надо.

Однако есть и другая позиция, которая говорит о фактических функциях курьеров.

Соответственно, если курьер использует служебные автомобили, которые являются источником повышенной опасности, перевозят даже просто грузы, а не пассажиров, то проходить предрейсовые медицинские осмотры необходимо, так как фактически он выполняет еще и функцию водителя, если такая функция надлежащим образом оформлена.

Как мы видим из вопроса, служебные автомобили используются и курьерам компенсируются расходы, соответственно, ведется и учет поездок и этих самых расходов.

Итак, действительно, получается, что такие осмотры проходить необходимо.