«Помогать, а не наказывать». Такой принцип провозгласило государство в отношении бизнеса

| статьи | печать
«Помогать, а не наказывать». Такой принцип провозгласило государство в отношении бизнеса

И не только провозгласило, но и добилось уже весомых результатов, судя по «Сводному докладу о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 г.», на днях опубликованному правительством. Правда, некоторые сомнения в незыблемости объявленного государством курса в отношении бизнеса документ все же оставляет.

Вообще-то тема непростых взаимоотношений государства и предпринимательства довольно избитая. Но актуальности не теряет — назовите хоть один весомый форум, где лицом к лицу встречаются высокие чиновники и бизнесмены и она бы не прозвучала.

Напомним из свежего. «Всем уже давно понятно: нет необходимости ходить и проверять всех подряд. Должен работать риск-ориентированный подход. Прошу правительство определить конкретные параметры такой реформы в ближайшие месяцы», — заявил президент Владимир Путин на недавнем 25-м ПМЭФ.

А, собственно, ответить ему уже есть чем.

«Мораторий на проверки прошлого года стал одной из действенных мер поддержки бизнеса в условиях санкций. В сравнении с „ковидным“ мораторием новый — совершенно другой по качеству исполнения, скорости и прозрачности процессов, так как за это время реформа госконтроля вышла на совершенно новый этап», — такими словами предваряет текст названного доклада заместитель Председателя Правительства РФ — руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Но от слов — к цифрам. Авторы документа отмечают, что в 2022 г. Закон о контроле (от 31.07.2020 № 248-ФЗ) вступил в полную силу для всех уровней власти, и ожидалось, что годовая практика его применения позволит в 2023 г. в полной мере оценить новые инструменты системы контроля. Вместе с тем ввиду санкционного давления на российской бизнес в марте 2022 г. принято решение о пакете мер по поддержке бизнеса, в том числе дополнительном снижении административной нагрузки, создаваемой контрольной деятельностью.

Одной из первых мер такой поддержки стало введение моратория на проверки. Причем впервые мораторий коснулся всего бизнеса, а не только субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате было отменено около 240 тыс. проверок.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 также были установлены ограничения на проведение внеплановых проверок — их можно провести только в случаях непосредственной угрозы и фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. В целях поддержки бизнеса автоматически продлены на 90 дней сроки исполнения предписаний. Установлен запрет на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности без проверки. По подсчетам авторов доклада, экономия бизнеса от этих мер составила около 80 млрд руб.

В документе говорится, что реализация принципа «помогать, а не наказывать» была основной задачей контролеров, особое место с учетом моратория на проверки в 2022 г. занимала профилактика. Более того, внедрена возможность замены плановой проверки на профилактический визит.

В итоге такие визиты в 2022 г. превысили число проверок в 1,6 раза: контролирующие органы провели их 560 тыс., что почти в 14 раз превышает показатели 2021 г. Запущен механизм оценки профилактических визитов через Единый портал «Госуслуги».

По оценке составителей доклада, показала свою эффективность и система досудебного обжалования решений и действий контрольных органов. Средний срок рассмотрения жалоб по итогам 2022 г. составил 11,5 рабочих дней (при нормативном сроке 20 дней). За сопоставимые периоды 2021 и 2022 гг. увеличилась востребованность механизма досудебного обжалования в четыре раза.

В 2022 г. в досудебном порядке было подано более 9 тыс. жалоб, при том что за 2-е полугодие 2021 г. — только 1,4 тыс. Приведены в докладе и данные опроса ИПЭИ РАНХиГС, проведенного в 2023 г., согласно которым позитивные оценки контрольной деятельности выросли. Так, на снижение уровня рисков для жизни и здоровья граждан указали 52,2% участников опроса (+9,8 п.п. к 2021 г.), имущества граждан и организаций — 37,6% (+11 п.п.). Доля граждан, оценивших уровень их защищенности как достаточный («очень высокий» или «скорее высокий»), за пять лет исследования выросла на 9,3 п.п. — с 30,0% в 2018 г. до 39,3% в 2023 г. Уровень доверия населения контрольным органам повысился на 1,2 п.п., до 54,9%, уровень доверия частного бизнеса составляет 70,2%, что на 3,4 п.п. выше показателя прошлого опроса 2022 г.

Только 38% проверок проведено в отношении бизнеса, остальные проводились в отношении объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские учреждения) и строящихся объектов.

Яркой новеллой доклада стал рейтинг федеральных органов. Он включает 22 показателя, объединенных в семь групп, в том числе по ключевым направлениям контрольной деятельности — внедрению риск-ориентированного подхода, профилактики, досудебного обжалования. Лидером первого рейтинга стало МЧС России. В первую тройку вошли Россельхознадзор (второе место), Роспотребнадзор и Роструд (поделившие третье место).

«Одна из ключевых задач на этот год — активное внедрение риск-ориентированного подхода при планировании проверок. Таким образом, сможем закрепить тренд на снижение нагрузки для бизнеса. Главное для этого — разработать больше отраслевых индикаторов. Выделить как можно больше признаков, по которым будем своевременно определять объекты, где нарушают законодательство. Проверять их, не дожидаясь обращений граждан. Рассчитываем, что такие решения помогут усилить роль профилактики в системе контроля и надзора. Повысить к ней уровень доверия со стороны предпринимательства», — определяет направления действий Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

Но все же смущает в докладе такая статистика. Количество проверок в 2020 г. упало на 73,2% (с 1520,3 тыс. в 2019 г. до 408,0 тыс.), в 2021 г., когда пандемия ковида ослабила натиск, число проверок тут же подскочило в два с лишним раза (до 881,7 тыс.), в 2022 г., как только в шею России вцепился Запад беспрецедентными экономическими санкциями и государство снова осознало, что оно с бизнесом в одной лодке, проверки опять срезали в 2,6 раза (до 339,1 тыс.). И что потом?

Хотелось бы, чтобы принцип «помогать, а не наказывать» действовал, скажем так, не по «законам военного времени», а по жизни, всегда. А?..