От Москвы до самых дальних стран. Правительство поддерживает развитие МСП в регионах и его экспортные поставки

| статьи | печать

Сектор малого и среднего бизнеса успешно развивается, невзирая на внешние ограничения, подчеркивали участники совещания в Кабинете министров. Объем закупок крупнейших госзаказчиков у МСП увеличился в прошлом году до 7 трлн руб., а их номенклатура расширилась до 1,1 млн позиций. Теперь нужно делать акцент на продвижение мер поддержки в регионах и расширение поставок за рубеж.

Малые и средние предприниматели, по словам вице-премьера Андрея Белоусова, в 2022 г. прошли через много испытаний, связанных с западными санкциями, но продолжили рост. «Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020—2022 гг. была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению президента России», — отметил он.

В предыдущем году по решению правительства квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса увеличилась с 20 до 25%, а также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, входящих в периметр мониторинга Корпорации МСП. Вместе с методической помощью регионам и госкомпаниям такой подход дал существенный прирост объема закупок у малых и средних предприятий.

Суммарный размер закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 г. составил рекордные 7 трлн руб. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее. Закупки провели более 12 тыс. заказчиков, в том числе 9 тыс. — региональных.

Более чем вдвое — до 1,1 млн позиций — расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП составляет продукция производственного назначения, порядка 9% — инновационная, высокотехнологичная. За прошлый год в десять раз выросли закупки в научном и техническом сегментах малого и среднего бизнеса.

В конце прошлого года Корпорация МСП совместно с крупнейшими заказчиками по поручению президента страны запустила новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков — программу «выращивания» и заключения офсетных договоров. «Эти меры поддержки предусматривают обязательства заказчика по формированию долгосрочного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и одновременно — обязательства субъекта МСП по инвестированию в создание или модернизацию производства на территории России, — прокомментировал ситуацию директор Корпорации Александр Исаевич. — При участии наших специалистов уже утверждены семь программ „выращивания“ поставщиков, у 27 компаний они находятся в разработке».

Опросы фиксируют рост МСП

Позитивный тренд развития малого и среднего бизнеса подтверждают предпринимательские опросы. Так, Индекс RSBI, представленный в конце апреля Промсвязьбанком совместно с «Опорой России», составил 53,4 балла, что существенно выше границы благоприятного делового климата (50 баллов). Причем индикатор держится в «зеленой» зоне уже четвертый месяц подряд.

Драйвером роста индекса стала компонента «Кадры», которая выросла до максимального значения с лета 2021 г. Доля компаний, которые в ближайшие три месяца планировали набирать новых сотрудников, увеличилась на 4 п.п., до 28%. Доля тех предприятий, где фактически происходил наем работников, увеличилась на 2 п.п. и составила 11%.

Еще одним катализатором роста стал показатель «Инвестиции», который увеличился впервые в 2023 г. На рост этой компоненты повлияло снижение на 2 п.п. доли тех компаний, которые сокращали капвложения в свой бизнес (таких было лишь 8% в отчетном периоде). Кроме того, до 19% выросло количество организаций, где инвестировали в расширение своей деятельности.

Стабильными были ожидания бизнесменов относительно будущих инвестиций: 28% МСП планировали расширение своей деятельности во II квартале. Количество предприятий, которые в ближайшие три месяца собирались сокращать инвестиции, практически не изменилось (5%).

В зоне роста также держался Индекс «Столыпин 2.0», опубликованный в мае Институтом им. Петра Столыпина. Индикатор равнялся 51,18 балла. «Показатели индекса оказались относительно оптимистичными для состояния интенсивной структурной перестройки и противодействия санкциям, — сделал вывод руководитель Института экономики роста Антон Свириденко. — Большинство из них находится в позитивной зоне (выше 50)».

Бизнесмены, опрошенные Институтом им. Петра Столыпина, также продемонстрировали высокий оптимизм (55,8 балла) относительно своих будущих инвестиций. Чуть ниже оказался показатель реально осуще­ствленных капвложений (53,15 балла).

Важная деталь: «столыпинский» опрос показал тенденцию постепенного восстановления спроса. О его повышении заявили 40,9% предпринимателей, о снижении гораздо меньше — 35,1%. О росте прибыльности сообщили 42,4% компаний, о ее сокращении — 37,4%.

Из центра — в регионы, из регионов — за рубеж

Сегодня цели, поставленные в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство», по оценке вице-премьера А. Белоусова, в значительной мере реализованы. Малые и средние компании становятся драйвером структурной перестройки экономики: доля сектора МСП составляет четверть ВВП, в нем трудятся 28 млн человек. Поэтому настало время формировать новые задачи на период 2025—2030 гг.

Минэкономразвития сейчас занимается переформатированием национального проекта. Важнейшее значение приобретает расширение охвата малого и среднего бизнеса мерами господдержки. Если раньше локомотивами были крупные города, столичная агломерация, то сейчас инструменты поддержки, по мнению главы МЭР Максима Решетникова, должны обеспечивать проникновение льготного финансирования и других мер поддержки по всей стране, чтобы предприятиям из относительно небольших городов и сел они стали более доступны.

Например, запуск «зонтичных поручительств» при его активном использовании в регионах позволяет на треть увеличить доступность кредитования малого и среднего бизнеса.

С помощью другого механизма финансовой поддержки МСП — инвестиционных кредитов под 2,5 и 4% годовых — в крупных городах реализуется уже более 500 проектов в приоритетных отраслях, таких как обрабатывающая промышленность, машиностроение, IT, туризм и логистика. Необходимо распространить эти меры на все населенные пункты — средние и небольшие.

Отдельная тема — создание условий для выхода малых и средних компаний на зарубежные рынки. «Здесь у страны очень большой потенциал, — считает А. Белоусов. — Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов. Большую роль в этом вопросе должны играть субъекты РФ, так как именно у них основной ключ к развитию этих процессов».

Ряд регионов, по словам генерального директора Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероники Никишиной, уже сформулировали в адрес федерального центра свои запросы, связанные с развитием экспорта. Их можно разделить на несколько групп.

«Первая — помощь в решении вопросов логистики, — подчеркнула г-жа Никишина. — Вторая связана с финансированием, в том числе на увеличение размера логистической поддержки экспорта и сохранение финансирования региональных центров поддержки экспорта, которые предоставляют поддержку МСП. Третья группа запросов от регионов — включение их повестки в межправительственные группы для решения вопроса с затруднением доступа нашей продукции на внешние рынки».

РЭЦ намерен собирать оперативную и актуальную информацию по этим направлениям, в частности для включения тематики МСП в соответствующие переговорные повестки со странами, где есть барьеры, препятствующие внешнеторговым сделкам с местными компаниями.