Семь трендов инвестирования промышленностью в цифровое и технологическое развитие

| статьи | печать

Их представил Центр конъюнктурных исследований (­ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в информационном обзоре по названной теме.

Исследование ЦКИ «Инвестиционные тренды промышленности в цифровое и технологическое развитие в 2022 г.» усиливает интерес к себе тем, что отражает влияние жестких западных санкций, весомая часть которых направлена как раз на технологическое обескровливание России после известных событий в феврале минувшего года.

Тренд 1

В 2022 г. 63% предприятий сохранили тенденцию роста инвестиционной активности в цифровое и технологическое развитие. Баланс оценок показателя демонстрировал положительный темп и составил +5%. Увеличение капиталовложений по сравнению с 2021 г. произошло на 16% предприятий, снижение — на 11%.

В группе добывающих отраслей наибольшая интенсивность процесса инвестирования относительно 2021 г. ЦКИ зафиксировал на производствах по добыче металлической руды (38% организаций), угля (30%), нефти и природного газа (29%), а также предоставлению услуг в области добычи полезных ископаемых (29%). В обрабатывающем сегменте наиболее акцентированное увеличение инвестиционной активности отмечается в исследовании на предприятиях по производству кокса и нефтепродуктов (30%), электрического оборудования (27%), химических веществ и химических продуктов (23%), напитков (22%), машин и оборудования (21%), а также металлургии (19%).

Тренд 2

По сравнению с 2021 г. рост востребованности в инвестициях в цифровое и технологическое развитие транслировали 26% предприятий, уменьшение — только 4%. При этом на 65% производств сложившийся уровень необходимости не изменился и продолжал отражать значительную степень заинтересованности в технологическом развитии со стороны отраслей промышленности: баланс оценки данного показателя в 2022 г. довольно высокий — +22%.

Среди добывающих предприятий, на которых по сравнению с 2021 г. обозначена наибольшая востребованность в инвестициях, в обзоре ЦКИ выделены производства по добыче металлической руды (50% организаций) и угля (30%), а также по предоставлению услуг в области добычи полезных ископаемых (29%). В обрабатывающей промышленности наиболее активная позиция сложилась на предприятиях по производству кокса и нефтепродуктов (43%), прочих транспортных средств и оборудования (36%), мебели (33%), компьютерных, электронных и оптических изделий (31%).

Тренд 3

В 2022 г. на предприятиях промышленности прослеживалась повышенная активизация процессов, связанных с внесением изменений в текущие инвестиционные программы и условия заключенных ранее инвестдоговоров. По сравнению с 2021 г., который в связи с коронакризисной деформацией деловой конъюнктуры также сопровождался перенастройкой отдельных составляющих инвестиционной политики, трансформационные процессы 2022 г. определили более острую необходимость введения соответствующих мер, охватив большее количество производств: доля предприятий с выявленной тенденцией возросла до 37 с 23%. При этом об отсутствии необходимости корректив сообщили 53% руководителей промышленных предприятий, а в 2021 г. их доля составляла 73%.

Наиболее острая необходимость в изменении условий в текущих инвестдоговорах и программах сложилась в металлургии (в стадии пересмотра 64% предприятий против 33%, на которых изменения не потребовались), а также на предприятиях по производству прочих транспортных средств и оборудования (57% против 43%), химических веществ и химических продуктов (54% против 38%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (48% против 17%), деревообработке (47% против 30%). В добывающей отрасли подобная тенденция прежде всего доминировала на предприятиях по добыче угля (75% против 5%), а также нефти и природного газа (67% против 28%).

Полностью аннулировать программы и договоры в 2022 г. потребовалось руководителям 7% предприятий (в 2021 г. — 2%). В большей степени данное явление было распространено на предприятиях по производству автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (22%), машин и оборудования (21%), текстиля (20%), а также по добыче угля (20%).

«В целом, если учесть кумулятивный результат, обусловленный суммой оценок предприятий, на которых произошли корректирующие изменения и на которых инвестпрограммы и условия договоров были аннулированы, можно выделить лидирующую группу из 11 подотраслей, для которых преломление деловой конъюнктуры оказалось определяющим фактором смены сложившейся инвестиционной модели (более 50% от общего числа обследованных организаций)», — отмечает Инна Лола, заместитель директора ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

По ее данным, из добывающих производств в их числе оказались предприятия по добыче угля (95%), нефти и природного газа (72%), а также предоставляющие услуги в области добычи полезных ископаемых (50%). Из обрабатывающей отрасли к таким относятся предприятия по производству автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (70%), машин и оборудования (60%), древесины (59%), химических веществ и химических продуктов (58%), прочих транспортных средств и оборудования (57%), текстиля (50%), прочих готовых изделий (53%), а также металлургические предприятия (64%).

Тренд 4

В рамках реализации направлений по повышению эффективности производства закупка оборудования ИКТ происходила на 42% промышленных предприятий. Средняя доля капиталовложений в приобретение такого оборудования составляла 7,8% от их общего объема на предприятии.

Среди участвующих в обследовании ЦКИ производств наибольшую интенсивность финансовых вложений в оборудование ИКТ в течение 2022 г. демонстрировали предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (86%), лекарственных средств и материалов (75%), электрического оборудования (63%), бумаги и бумажных изделий (57%), напитков (54%), а также добывающие металлическую руду (63%). Довольно высокая активность (в среднем от 40 до 50% производств) прослеживалась в металлургии, электроэнергетике, а также на предприятиях по производству автотранспорта; машин и оборудования; компьютеров, электронных и оптических изделий.

Тренд 5

«Осуществление финансирования проектов, направленных на внедрение новых производственных технологий, в 2022 г. оказалось лидирующим направлением с точки зрения принципиально возросшей активности относительно двух предшествующих лет», — констатирует И. Лола.

По ее словам, доля предприятий, руководители которых отметили факт финансирования мероприятий по внедрению новых технологических решений, увеличилась до 30% против 9% в 2021 г. и 6% — в 2020 г.

Абсолютными лидерами в рамках реализации данного направления стали предприятия по производству лекарственных средств и материалов, доля которых составила 83%.

Тренд 6

В 2022 г. 50% участвующих в опросе руководителей промышленных предприятий рассматривали инвестиции в технологическое развитие как один из ключевых драйверов наращивания производственной активности и выпуска импортозамещающей продукции в ближайшие три года. Противоположное мнение выразили 16% респондентов, треть затруднились с оценкой.

Активную позицию заняло большинство руководителей из рассматриваемых подотраслей промышленности. В числе обрабатывающих производств наибольшая значимость капиталовложений в технологии для краткосрочного развития была обозначена на предприятиях по производству кокса и нефтепродуктов (86%), лекарственных средств и материалов (83%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (70%), компьютеров, электронных и оптических изделий (66%). В добывающей отрасли опора на инвестиции в технологии в большей степени была важна для предприятий по добыче металлической руды (75%), угля (65%), нефти и природного газа (52%).

Тренд 7

В 2022 г. 72% руководителей промышленных предприятий в той или иной степени констатировали необходимость привлечения инвестиций в НИР как важного компонента для создания высокотехнологичной продукции в отрасли, способствующего трансформационным процессам в промышленности (высокий уровень определили 35% предприятий, средний — 26%, низкий — 11%). Результаты опроса, аккумулирующие оценки уровня необходимости привлечения инвестиций в НИР, показали максимальный отклик со стороны предприятий (более 90%) по производству кокса и нефтепродуктов (100%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (96%), транспортных средств и оборудования (93%), лекарственных средств и материалов (92%).

В то же время, по мнению 20% руководителей производств, отраслевое развитие не требует соответствующих капиталовложений. На фоне отраслевых оценок преобладающее мнение об отсутствии необходимости капиталовложений в НИР прослеживалось со стороны предприятий по производству одежды (50%).

«Наиболее активную позицию среди руководителей, отметивших высокий уровень необходимости инвестирования в НИР, занял обрабатывающий сегмент, а именно предприятия по производству лекарственных средств и материалов (84%), автотранспортных средств (74%), прочих транспортных средств и оборудования (72%), машин и оборудования (61%), кокса и нефтепродуктов (61%), компьютеров, электронных и оптических изделий (56%), электрического оборудования (56%)», — заключает заместитель директора ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Оценка изменений инвестиционных программ и условий договоров на предприятиях, доля от общего числа обследованных организаций, %

Оценка

2022

2021

Изменения не потребовались

53

73

Инвестиционная программа/договор в стадии пересмотра

37

23

Инвестиционная программа/договор аннулирован

7

2

Нет ответа

3

2

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ