Бюджетная устойчивость регионов растет, риск возникновения у них долговых проблем снижается

| статьи | печать

Этому способствуют продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов с высоким значением данного показателя, сокращение доли объема расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными. Такой вывод содержится в анализе региональных бюджетов в III квартале 2022 г. Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

В нем говорится, что общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам III квартала 2022 г. составил 14,06 трлн руб. — на 17,9% больше значения за аналогичный период 2021 г. и превышает годовую инфляцию. Эти показатели были достигнуты за счет роста на 19,4% налоговых и неналоговых доходов регионов — до 11,26 трлн руб. Межбюджетные трансферты повышались медленнее (+10,6%), составив 2,60 трлн руб.

Доходы

Из основных доходных источников региональных и местных бюджетов наибольшими темпами в течение трех кварталов 2022 г. росли налог на прибыль организаций (+21,7%), акцизы (+20,1%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,2%), неналоговые доходы (+34,6%), а также субсидии (+47,3%). В свою очередь, НДФЛ (+15,2%), налоги на имущество (+13,5%) и дотации (+0,3%) росли несколько медленнее, а субвенции (–18,5%) и иные межбюджетные трансферты (–5,1%) имели отрицательную динамику.

«В то же время стоит отметить, что высокие общие показатели поступлений бюджетных доходов за три квартала обязаны значительным темпам роста в течение первых пяти месяцев (+26,9%), в то время как в III квартале 2022 г. доходы выросли всего на 6,1%. Прежде всего это стало следствием снижения в III квартале поступлений налога на прибыль организаций на 20,1% после роста на 52,1% по итогам первых пяти месяцев 2022 г.», — констатирует Александр Дерюгин, с.н.с. лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС.

По его оценке, в территориальном разрезе ситуация по итогам девяти месяцев 2022 г. выглядела стабильной — в большинстве субъектов Федерации (в 79) темпы роста доходов консолидированных бюджетов были положительными, а в 45 из них они превысили уровень инфляции за рассматриваемый период. Лишь в шести регионах соответствующие бюджетные доходы не достигли уровня девяти месяцев 2021 г.: Белгородская (–12,2%), Курская (–0,4%), Липецкая (–10,3%), Калининградская (–6,5%), Челябинская (–3,8%) и Магаданская (–9,9%) области.

В случае с Белгородской, Курской, Липецкой и Челябинской областями сокращение бюджетных доходов связано с высокой базой за тот же период 2021 г., а также со структурой экономики, где существенную долю занимает добыча железной руды и (или) металлургическая промышленность, испытывающие сейчас некоторые проблемы. Основным драйвером падения доходов данных регионов стал налог на прибыль организаций, в то время как Калининградская и Магаданская области столкнулись с сокращением межбюджетных трансфертов.

«Учитывая текущую понижательную динамику поступлений налога на прибыль организаций, ставшую следствием проблем в российской экономике, а также ожидаемое их влияние на другие собственные доходные источники региональных и местных бюджетов, по итогам 2022 г. темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов могут упасть до уровня инфляции и даже оказаться несколько ниже ее, оставшись, впрочем, в положительной зоне», — прогнозирует эксперт ИПЭИ.

Расходы

Расходы консолидированных бюджетов регионов по итогам девяти месяцев 2022 г. составили 12,76 трлн руб., увеличившись к соответствующему периоду 2021 г. на 16,7%, что несколько выше уровня инфляции и пока ниже темпов роста бюджетных доходов.

Быстрее всего росли расходы на национальную экономику (+27,1%), включая дорожное хозяйство (+26,3%), ЖКХ (+26,2%), а также физическую культуру и спорт (+24,2%), несколько медленнее — расходы на общегосударственные вопросы (+18,9%), транспорт (+14,1%), дошкольное образование (+10,2%), общее образование (+18,8%), культуру и кинематографию (+18,4), здравоохранение (+4,5%) и социальную политику (+7,9%), включая социальное обеспечение (+4,6%) и охрану семьи и детства (+12,8%). При этом вследствие замещения бюджетными кредитами существенного объема более дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных и муниципальных ценных бумаг в структуре государственного и муниципального долга расходы на его обслуживание сократились на 21,3%, составив всего 0,45% от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

«В целом по итогам девяти месяцев можно осторожно говорить о некотором смещении расходов консолидированных бюджетов регионов в сторону инвестиционных расходов. Что, впрочем, пока не позволяет говорить о распространении этой тенденции на весь 2022 г.: полученный эффект может быть связан с более ранним, чем в 2021 г., освоением бюджетных средств на инвестиции, а не с изменением приоритетов бюджетной политики», — полагает ученый.

За рассматриваемый период расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах Федерации, а в 59 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Единственным регионом, в котором сократились бюджетные расходы, стала Калининградская область (–5,1%), что связано с серьезным сокращением целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Лидерами роста бюджетных расходов стали относительно обеспеченные регионы: Тюменская (+52,0%) и Белгородская (+40,9%) области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ (+37,4%).

Сбалансированность бюджетов и госдолг

По итогам девяти месяцев 2022 г. профицит консолидированного регионального бюджета наблюдался у 66 субъектов РФ, а его общий объем составил 1,29 трлн руб., или 9,4% общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов без учета субвенций.

Общий объем госдолга субъектов Федерации по состоянию на 1 октября 2022 г. составил 2,69 трлн руб., год к году на 5,41%, а с начала года — на 8,9%. Несмотря на некоторый рост общего объема долга, размер долговой нагрузки благодаря более высоким темпам роста налоговых и неналоговых доходов собственно региональных бюджетов (+20,6%) сократился до 20,0%, достигнув минимального для конца сентября уровня за период 2014—2022 гг.

Продолжает сокращаться не только средний размер долговой нагрузки, но и число регионов с высоким значением данного показателя. Так, число регионов с долговой нагрузкой выше 50% по состоянию на начало октября составило 23, в то время как годом ранее их было 28.

Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Удмуртской Республики (105,8%), в то время как многолетний лидер по данному показателю — Республика Мордовия (99,6%) — за счет помощи федерального центра сумел покинуть эту зону.

В целом за период с 1 октября 2021 г. по 1 октября 2022 г. госдолг вырос у 59 субъектов РФ, а долговая нагрузка — у 24.

Целенаправленные действия Минфина России по замещению бюджетными кредитами дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг способствовали сокращению за 12 месяцев доли первых с 8,8 до 1,8%, доли ценных бумаг — с 34,0 до 27,4%, а у бюджетных кредитов она выросла с 55,4 до 69,6%.

«Принимая во внимание продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов с высоким значением данного показателя, сокращение доли расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными, можно констатировать отсутствие как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе каких-либо долговых проблем на региональном уровне», — заключает А. Дерюгин.

 

Структура государственного долга субъектов Федерации, % к итогу

Структура

 

Сентябрь

2018

2019

2020

2021

2022

Бюджетные кредиты

51,4

49,6

48,1

55,4

69,6

Кредиты от кредитных организаций

18,9

20,0

18,8

8,8

1,8

Ценные бумаги

25,8

27,1

30,4

34,0

27,4

Госгарантии

3,5

2,9

2,4

1,5

1,1

Иные долговые обязательства

0,4

0,4

0,3

0,3

0,1

Источник: рассчитано А. Дерюгиным по данным Минфина России