Бюджет 2022—2025: хорошая сбалансированность на фоне неопределенных перспектив

| статьи | печать

Приоритетами проекта федерального бюджета на 2023—2025 гг. стали социальные обязательства, технологическое развитие и безопасность страны. Документ выглядит вполне сбалансированным и предполагает сокращение дефицита с 2% ВВП в следующем году до 0,7% в 2025-м. Счетная палата отмечает, размер базовых нефтегазовых доходов установлен «на глазок» в 8 трлн руб., что, впрочем, по оценке ИНП РАН, не помешает сохранить устойчивость бюджета.

Комитет по бюджету и налогам Госдумы приступил к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2023 г. и на плановый период 2024—2025 гг. Главной задачей при его формировании, по оценке депутата Андрея Макарова, стало безусловное выполнение всех социальных обязательств.

Пенсии неработающим пенсионерам уже были внепланово проиндексированы на 10%, напомнил глава Минфина Антон Силуанов. А теперь вводятся элементы универсального пособия для семей с детьми, которые позволяют выстроить целую систему мер их поддержки.

«Смысл в том, что будет действовать единая система поддержки от рождения ребенка и, по сути, до завершения обучения в учреждении среднего образования», — объяснил г-н Силуанов и добавил, что такие выплаты получат около 10 млн граждан. На эти цели будет направлено около 3,5 трлн руб. за 2023—2025 гг.

Также будут проиндексированы иные социальные выплаты, в том числе материнский капитал. В следующем году он составит 589,6 тыс. руб. на первого ребенка, а на второго — почти 780 тыс. руб. Кроме того, страховые пенсии примерно 30 млн пенсионеров вырастут на тысячу рублей.

«Следующий приоритет — это развитие современных технологий, — подчеркнул руководитель финансового ведомства. — Со следующего года начнется активное стимулирование производства критически значимой продукции, позволяющей обеспечить технологическую независимость государства. На реализацию этих задач предусматривается в трехлетке более 1 трлн 700 млрд руб.».

Более 4,3 трлн руб. будет направлено на строительство и реконструкцию федеральных и региональных дорог, обеспечение транспортной доступности, включая развитие городского наземного электрического транспорта.

Наконец, важнейшим приоритетом главного финансового плана страны, по словам Антона Силуанова, стали обеспечение безопасности нашего государства и боеготовности вооруженных сил, а также интеграция новых регионов.

Доходы будут расти, дефицит — падать

Законопроект, дискуссию по которому начали депутаты, предполагает, что объем доходов федерального бюджета в следующем году составит 26130,3 млрд руб., что на 1562,8 млрд, или на 5,6%, меньше оценки поступлений в нынешнем году. В 2024 г. доходы федеральной казны будут равняться 27239,8 млрд руб., что на 1109,5 млрд, или на 4,2%, больше, чем в 2023 г. В конце трехлетнего периода поступления увеличатся до 27979,4 млрд руб., что на 739,6 млрд, или на 2,7%, больше, чем годом ранее.

Проект бюджета предусматривает снижение доли нефтегазовых доходов с 8% ВВП в 2022 г. до 5% к завершению трехлетки, что связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также сокращением объемов добычи нефти.

Доля ненефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, наоборот, вырастет с 11,5% в следующем году до 11,6% в 2024 г. и до 11,4% через три года.

Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных налогов (НДС, налога на прибыль организаций) в результате увеличения ВВП.

Свой вклад в рост доходов федерального бюджета внесут дополнительные поступления в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики.

Системные изменения предусмотрены в целях справедливого налогообложения ресурсной ренты. Предполагается изъятие ее части в тех секторах экономики, где наблюдается устойчивая избыточная рентабельность капитала в результате благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Речь идет о таких отраслях, как газовая, нефтяная, угольная и производство удобрений.

«Мы обсуждали предложения по налоговым новациям в этих секторах с бизнесом, на площадке Государственной Думы, и в целом считаем, что они нашли отражение и интересов предпринимателей, и интересов государства», — заявил А. Силуанов.

Меры, нацеленные на повышение ресурсного обеспечения доходов бюджета, принесут порядка триллиона рублей. Изъятие касается только части избыточного рентного дохода, поэтому не скажется на финансовом состоянии компаний.

Объем расходов федерального бюджета в 2023 г. будет равняться 29055,6 млрд руб. и по сравнению с 2022 г. в номинальном выражении увеличится на 49,4 млрд руб., или на 0,2%. В 2024 г. поступления составят 29432,5 млрд руб. и возрастут на 376,9 млрд руб., или на 1,3%. В последнем году трехлетнего периода они немного уменьшатся (на 188,8 млрд руб., или на 0,6%) и выйдут на уровень 29243,7 млрд руб.

В структуре расходов предполагаются следующие изменения. Сокращается доля затрат по разделам «Общегосударственные вопросы» (с 9,5% общего объема расходов в 2022 г. до 6,3% в конце трехлетки), «Национальная оборона» (с 16,9 до 14,4%), «Национальная экономика» (с 15,6 до 12,3%).

Одновременно увеличивается доля расходов по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (с 10,1% общего объема затрат в текущем году до 14,9% в 2025 г.), «Социальная политика» (с 23,4 до 24,5%), «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (с 5,1 до 6,4%).

Доля иных разделов в общем объеме расходов в 2023—2025 гг. остается на сопоставимом с нынешним годом уровне.

В предстоящие три года федеральный бюджет будет дефицитным (–2% к ВВП в следующем году, –1,4% в 2024-м и –0,7% в завершение трехлетнего периода). Основным источником его покрытия станут государственные заимствования, возможно также частичное использование средств Фонда национального благосостояния.

Устойчивость сохранится

Анализ законопроекта, который провела Счетная палата (СП), показал, что формирование основных характеристик федерального бюджета на 2022—2024 гг. осуществлялось с учетом проектируемых изменений бюджетных правил. Они предполагают, что базовые нефтегазовые доходы в 2023—2025 гг. устанавливаются ежегодно равными 8 трлн руб.

«Расчет базовых нефтегазовых доходов основывается на утвержденном в абсолютном выражении объеме базовых нефтегазовых доходов… в отличие от действующей конструкции бюджетного правила, при которой указанные доходы рассчитываются исходя из базовых цен на нефть, природный газ, экспортной альтернативы для автомобильного бензина, дизельного топлива», — замечают аудиторы СП.

В пояснительной записке к законопроекту закрепление объема базовых нефтегазовых доходов в абсолютном выражении предлагается ввиду ограниченной предсказуемости ценовой конъюнктуры на мировом энергетическом рынке и размеров добычи нефти и природного газа в РФ.

При этом обоснование самой величины этого объема в пояснительной записке не содержится. Отмечено лишь, что такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65—75 руб. за долл.

Тем не менее сбалансированность бюджетной системы, по мнению ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в среднесрочной перспективе нарушена не будет. Однако и значимого вклада в общеэкономический рост после 2023 г. бюджет внести не сможет.