Перераспределение торговых потоков поставило целый ряд новых вызовов

| статьи | печать

Ход их преодоления рассмотрели эксперты Банка России на основе опроса отечественных предприятий, продукция которых ориентирована на экспорт. Проблем, мешающих быстро занимать новые экспортные ниши, много.

В докладе, посвященном региональной экономике, аналитики ЦБ заключают, что у предприятий — производителей основных товаров российского экспорта (в основном сырьевых) потенциально имеется возможность существенной переориентации поставок из Европы на рынки азиатских стран. Однако на практике отмечается целый набор факторов, препятствующих быстрому занятию новых ниш.

Инфраструктура нацелена на Запад

Авторы анализа отмечают, что в большинстве случаев российские товары отправляются на экспорт морским, железнодорожным или трубопроводным транспортом. Значимая часть данной транспортно-логистической инфраструктуры расположена в европейской части России, где текущие совокупные портовые мощности заметно выше, чем в азиатской. Совокупная мощность газо- и нефтепроводов, идущих в европейские страны, также значительно превосходит возможности трубопроводов в направлении Азии.

Переориентация торговых потоков сдерживается инфраструктурными ограничениями, в особенности перегруженностью Восточного железнодорожного полигона и морских портов Дальнего Востока. О негативном влиянии этих ограничений заявили многие угольные предприятия Сибири, лишившиеся из-за введенного в августе эмбарго доступа к европейским рынкам. На Урале экспортеры сталкиваются с аналогичными проблемами. Крупное уральское металлургическое предприятие сообщило, что железнодорожная ветка в направлении Новороссийского порта перегружена, как и сам порт. Также сообщается о сложностях, которые связаны с отказом основных международных контейнерных перевозчиков от транспортировки российских грузов. Так, уральский производитель машин и оборудования был вынужден задержать свои экспортные поставки в Восточную Африку.

Перегруженность железных дорог и морских портов привела к значительному росту цен на перевозки этими видами транспорта. При этом в автомобильных грузоперевозках такого увеличения цен не наблюдалось. По мнению крупной логистической компании из Нижегородской области, это связано с ростом конкуренции из-за перехода на внутренний рынок компаний, ранее занимавшихся международными перевозками на европейских направлениях. В результате некоторые предприятия стали активнее использовать автотранспорт. Тем не менее, отмечают эксперты ЦБ, сдерживающим фактором оказалась недостаточная пропускная способность сухопутных погранпереходов на восточном и южном направлениях.

Из-за подобных трудностей с экспортом у компаний возникает необходимость в расширении существующей транспортно-логистической инфраструктуры. Угольное предприятие из Хабаровского края в мае впервые осуществило отгрузку продукции с использованием речного транспорта, а крупная компания из Якутии начала реализацию проекта по строительству морского порта и частной железнодорожной ветки до него. Также идет модернизация Восточного полигона железных дорог, реализуются долгосрочные проекты, направленные на увеличение портовых мощностей. Возобновляется работа некоторых ранее закрытых погранпереходов, а также открываются новые.

Еще одним фактором, затрудняющим наращивание экспорта на данных направлениях, авторы доклада называют проблему с оплатой российских товаров внешними покупателями. Так, предприятие пищевой промышленности из Кабардино-Балкарии сообщило, что оно потеряло возможность торговать с покупателями из стран Ближнего Востока, в том числе по причине длительного поиска кредитной организации, способной проводить платежи в национальных валютах.

Наконец, дополнительным препятствием к перенаправлению российских товаров на азиатские рынки служит географическое размещение ресурсов и производств. Например, для лесопромышленных предприятий европейской части России переориентация на восточное направление приведет к росту транспортных издержек и снизит ценовую привлекательность их продукции на внешних рынках.

Подножку ставит и импорт

Также авторы анализа констатируют, что большинство экспортеров испытывают сложности с заменой импортного оборудования отечественным — аналогов часто нет либо они уступают по качеству. Например, крупные лесозаготовительные предприятия Северо-Запада связывают это со спецификой используемого ими оборудования. Схожая ситуация наблюдается и в отношении комплектующих для имеющегося импортного оборудования.

Тем не менее эксперты ЦБ отмечают, что в ряде случаев компании способны заменить импорт на отечественные аналоги уже в краткосрочной перспективе. Архангельское деревообрабатывающее предприятие для снижения зависимости от импортных запчастей открыло собственный ремонтно-технический цех, а во второй половине года планирует открыть аналогичный завод. Ожидается, что это позволит компании обеспечить около 80% потребности в запчастях и проведении ремонта.

А тут еще цены и курсы…

Авторы анализа также указывают, что рост издержек на транспортировку грузов приводит к повышению цен на товары отечественного производства для зарубежных покупателей, из-за чего компаниям затруднительно сохранять прежние объемы продаж. Так, производитель косметических средств из Поволжья заявил, что из-за увеличения стоимости транспортных услуг цена на его продукцию на рынках дружественных стран оказалась относительно выше, чем у европейских конкурентов, в результате предприятие потеряло часть заказов.

Кроме того, укрепление рубля делает отечественные товары относительно дороже, что снижает спрос со стороны иностранных покупателей. Особенно это касается компаний неэнергетического комплекса. Например, для производителя медицинских товаров из Астраханской области экспорт стал менее выгодным, и сейчас компания ищет покупателей внутри страны. В то же время существенный рост мировых цен на основные энергетические товары компенсирует негативное влияние издержек и укрепившегося курса для экспортеров топлива.

Наконец, констатируют аналитики ЦБ, экспансия основных товаров российского экспорта на новые направления происходит в условиях более низких цен относительно текущей конъюнктуры мировых рынков. Например, предприятия угольной промышленности Сибири и Дальнего Востока предоставляют ценовой дисконт на свою продукцию из-за возросшей конкуренции в странах Азии. Несмотря на это, они отмечают, что на фоне высоких мировых цен данное обстоятельство не является критичным для их деятельности.

Пересмотр географии

Часть продукции перенаправляется в те страны, куда ранее она не экспортировалась. Например, одна из крупнейших рыбных компаний Камчатки начала поставлять товар в страны Западной и Южной Африки.

Кроме того, компании расширяют свое присутствие на тех рынках, на которые они поставляли продукцию ранее. Так, крупный производитель детского питания из Центральной России в качестве потенциальных ниш для наращивания своего экспорта рассматривает страны ближнего зарубежья.

Говоря о расширении поставок сырьевых товаров на рынки азиатских стран, эксперты ЦБ констатируют, что здесь такие возможности сильно разнятся в зависимости от потенциальной конкуренции на том или ином рынке. По углю, древесине, агрокультурам и ряду металлов такая возможность оценивается как наибольшая, поскольку по этим товарам баланс производства и потребления в азиатских странах сильно отрицательный.

Наконец, экспортеры могут частично переориентироваться на удовлетворение внутреннего спроса. Об увеличении поставок на внутренний рынок заявили несколько угледобывающих компаний из Сибири. Крупный ростовский производитель сельхозтехники перенаправил на внутренний рынок часть продукции, предназначавшейся для экспорта.

В целом, по данным оперативного опроса предприятий, проводимого Банком России, проблемы с экспортными поставками испытали почти 60% предприятий-экспортеров. В том числе 10% экспортеров полностью прекратили поставки за рубеж, еще 35% столкнулись с частичной приостановкой экспорта. По состоянию на начало августа найти новых покупателей на свои товары смогло каждое четвертое предприятие из числа столкнувшихся с проблемами (15% от всех экспортеров).

 

Ситуация с экспортными поставками продукции предприятий (доля ответивших предприятий-экспортеров), %

Продукция

Экспорт приостановлен полностью

Часть контрагентов отказались от продукции, новых покупателей не нашли

Часть контрагентов отказались от продукции, нашли новых покупателей

Не изменились, проблем нет

Другое

Хозяйство всего

10

20

15

41

14

Сельхозсырье

6

12

6

59

18

Пищевые продукты

4

14

7

57

18

Энерготовары

 

 

33

44

22

Химикаты, пластмассы и удобрения

10

20

10

51

10

Древесина и изделия из нее

9

43

17

26

4

Металлы (в том числе драгоценные) и изделия из них

12

29

35

18

6

Машины и оборудование

13

19

7

46

13

Прочие товары

13

29

19

31

8

Источник: Банк России