Скорректированы нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие уточненную налоговую декларацию и налоговую тайну

| статьи | печать

Изменения в части представления уточненной налоговой декларации, а также в институт налоговой тайны внесены Федеральным законом от 01.05.2022 № 120-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Теперь представители налоговых органов будут проверять все поданные уточненные декларации и по результатам проверки корректировать расчеты налогоплательщика с бюджетом. Что касается налоговой тайны, то согласно поправкам не будет считаться разглашением налоговой тайны представление налоговыми органами третьим лицам сведений о налогоплательщике, если он дал на это согласие. Обо всем по порядку.

Налоговая тайна

Напомним, что институт налоговой тайны предусмотрен ст. 102 НК РФ. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

  • являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

  • об идентификационном номере налогоплательщика;

  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

  • предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

  • об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ;

  • и другие.

Федеральный закон № 120-ФЗ внес изменения в ст. 102 «Налоговая тайна» НК РФ.

По новым требованиям с 1 августа 2022 г. не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу, если указанный налогоплательщик (плательщик страховых взносов) выразил на это согласие. Такие правила установлены подп. «а» п. 5 ст. 1, п. 3 ст. 2 Федерального закона № 120-ФЗ.

Отметим, что предусмотренное согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Согласие направляется в налоговый орган в электронной форме. Формат такого согласия, порядок направления, а также порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются ФНС России.

В своем письме от 29.08.2022 № АБ-4-19/11332 налоговая служба разъяснила, что в целях реализации положений подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 НК РФ разрабатывается приказ «Об утверждении формата и порядка направления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на представление сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, в налоговые органы, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме», подлежащий государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Пока этот документ не вступил в силу. Поэтому для организации работы с согласиями с 1 сентября 2022 г. до принятия соответствующего приказа ФНС рекомендует руководствоваться следующими документами:

1. Рекомендуемый формат согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в электронной форме (приложение № 1 к письму ФНС № АБ-4-19/11332).

2. Визуализация формата (приложение № 2 к письму ФНС № АБ-4-19/11332).

3. Рекомендуемый порядок направления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на предоставление сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, предусмотренный подп. 1 п. 1 и подп. 2.3 ст. 102 НК РФ (приложение № 3 к письму ФНС № АБ-4-19/11332).

4. Рекомендуемый порядок предоставления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу (приложение № 4 к письму ФНС № АБ-4-19/11332).

5. Рекомендуемый формат представления запроса на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, в электронной форме (приложение № 5 к письму № АБ-4-19 /11332).

6. XML-схемы к рекомендуемым форматам, согласно приложениям № 1 и № 5 к письму № АБ-4-19 /11332.

В свою очередь, письмо ФНС России от 14.05.2018 № ГД-4-19/9120@ нужно считать утратившим силу с 1 сентября 2022 г.

Уточненная налоговая декларация

Напомним, что налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию, если в поданной ранее декларации обнаружен факт неотражения (неполноты отражения) сведений (ошибок), которые привели к занижению суммы налога. Такие требования установлены абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ.

В случае если налогоплательщик установил в представленной ранее декларации недостоверные сведения (ошибки), не приводящие к занижению суммы налога, он вправе (не обязан) внести в нее изменения и представить уточненную декларацию. Однако следует обратить внимание, что, если уточненная декларация подана по истечении установленного срока подачи декларации, она не считается представленной с нарушением срока. Это предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ.

Обращаем внимание, что Федеральный закон № 120-ФЗ дополнил эту норму для налогоплательщиков, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг.

По новым правилам сумма налога, подлежащая уплате на основании указанной уточненной декларации, должна быть учтена ИФНС в расчетах с бюджетом:

  • по результатам камеральной налоговой проверки уточненки (если были выявлены нарушения)

  • либо по истечении срока проведения такой проверки, установленного ст. 88 НК РФ. Как правило, этот срок составляет три месяца со дня представления декларации, по НДС — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Эти новшества предусмотрены абз. 3 п. 1 ст. 81 НК РФ.