Банк России подтвердил, что для заключения некоторых сделок с ценными бумагами и недвижимостью с резидентами из недружественных стран разрешение не требуется

| статьи | печать

На сайте Ассоциации российских банков (АРБ) опубликовано письмо Банка России от 30.08.2022 № 010‑31‑4/8237 «О применении Официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-О»1 (далее — письмо). Вопрос возник по применению п. 1.11 указанных в названии письма разъяснений во взаимосвязи с ограничениями, установленными Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (далее — Указ) в отношении совершаемых сделок с резидентами из недружественных стран.

В рамках временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности в стране со 2 марта 2022 г. подп. «а» п. 1 Указа был введен особый порядок осуществления резидентами с лицами из недружественных стран сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.

В соответствии с подп. «б» п. 1 Указа такие сделки можно совершать только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее — Разрешения).

Таким образом, исходя из Указа, все сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые с недружественными лицами, могут осуществляться только на основании Разрешений.

В марте 2002 г. Банк России дал разъяснения по вопросам применения отдельных положений Указа, в частности в п. 1.11 разъяснения № 2-ОР он указал, что ограничения, содержащиеся в Указе, не распространяются на сделки, если:

  • ценные бумаги хранятся за пределами РФ, учет прав на них и их хранение осуществляется за пределами РФ;

  • объекты недвижимости (включая строящиеся объекты недвижимости) находятся за пределами РФ;

  • расчеты по сделкам с такими ценными бумагами или объектами недвижимости осуществляются по счетам (вкладам), открытым резидентами за пределами РФ, информация о которых раскрыта налоговым органам РФ в соответствии с законодательством РФ.

По сути, Банк России своим разъяснением сузил круг требующих получения Разрешений сделок. В результате АРБ обратилась в ЦБ РФ за новыми разъяснениями. Банк России пояснил, что данные им разъяснения не содержат норм права, их целью является предоставление официального (делегированного в данном случае) толкования правовых норм, содержащихся в Указе. А также сообщил, что разрешение на совершение сделок (операций), упоминаемых в Указе, не требуется в случае осуществления сделок, соответствующих либо условиям, указанным в абз. 2 и 4 подп. 1.11 п. 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР, либо условиям, указанным в абз. 3 и 4 того же подпункта.


1 https://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_stats_sekretaryu_zamestitelyu_predsedatelya_banka_rossii_guznovu_a....

Комментарий эксперта

ЦБ РФ пояснил, что официальные разъяснения Банка России не содержат нормы права. Однако, по нашему мнению, ЦБ РФ в своих Разъяснениях вышел за рамки ординарного толкования, фактически сформулировав нормативные положения, напрямую на тексте Указа не основанные. Разъяснения были опубликованы на сайте ЦБ, адресованы неопределенному кругу лиц и формируют у них ожидания оценки поведения, соответствующего разъяснениям, со стороны государства в качестве правомерного. В этой связи разъяснения, в данном случае существенно улучшающие права резидентов, обладают нормативными свойствами.

При таких обстоятельствах целесообразно исходить из того, что п. 1.11 разъяснений носит нормативный характер и может применяться резидентами при осуществлении операций с зарубежной недвижимостью и ценными бумагами.

ЦБ РФ неоднократно указывал, что в своих разъяснениях он имел в виду две ситуации, при которых ограничения, установленные Указом, не применяются в отношении сделок, влекущих за собой возникновение права собственности:

  • на ценные бумаги (хранящиеся у зарубежного депозитария и т.д.), расчеты по которым осуществляются по зарубежным счетам;

  • на зарубежное недвижимое имущество, расчеты по которым осуществляются по зарубежным счетам.

Отличное от указанного выше толкование встречалось крайне редко и только в первые дни после появления разъяснений. Его суть была в том, что для применения п. 1.11 к сделке, влекущей за собой возникновение права собственности на зарубежное недвижимое имущество и ценные бумаги, необходимо, чтобы расчеты по ней осуществлялись по зарубежному счету резидента, информация о котором раскрыта налоговым органам РФ в надлежащем порядке.

Однако на практике реализация подобного варианта практически невозможна, а ЦБ РФ и ранее указывал на верность толкования своих разъяснений способом, аналогичным изложенному в письме (например, письмо Банка России от 11.04.2022 № 12-4-ОГ/6846).