Перенос отпуска работника в связи с нахождением на карантине

| статьи | печать

В деле, рассмотренном в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2022 № 88-11810/2022, 2-3068/2021, суды не согласились с позицией Минтруда России о том, что при временной нетрудоспособности в связи с карантином отпуск не продлевается и не переносится.

Суть дела

Работница в период с 5 мая по 3 июня 2020 г. находилась на больничном в связи с карантином из-за заболевания супруга коронавирусной инфекцией.

Согласно графику отпусков на 2020 г. очередной оплачиваемый отпуск работницы был запланирован с 25 мая 2020 г. на 14 календарных дней. Поскольку в связи с временной нетрудоспособностью работница не могла реализовать свое право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск согласно графику отпусков, по выходе на работу 4 июня 2020 г. она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска с 12 по 26 июня 2020 г.

Работодатель в переносе отпуска отказал, указав, что нахождение на карантине не является заболеванием или травмой. При этом он сослался на разъяснения Минтруда России от 09.04.2020 № 14-2/В-393, согласно которым временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска в соответствии со ст. 124 ТК РФ.

Тогда работница письменно уведомила работодателя о временном отказе от выхода на работу. И поскольку она на работу не вышла, работница была уволена за прогул.

Не согласившись с увольнением, работница обратилась в суд.

Решение судов

Суд первой инстанции поддержал работодателя. Он исходил из того, что факт отсутствия на рабочем месте без уважительных причин доказан и работница не представила работодателю документов, подтверждающих заболевание новой коронавирусной инфекцией.

Апелляционный и кассационный суды с выводами суда первой инстанции не согласились.

Статьей 124 ТК РФ установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.

Суды указали, что право работника и корреспондирующая данному праву обязанность работодателя перенести отпуск в связи с временной нетрудоспособностью работника не поставлены в зависимость от причины временной нетрудоспособности (травма, заболевание, карантин и др.).

Согласно Временному руководству ВОЗ от 19.08.2020 «Рекомендации относительно карантина лиц, контактирующих с больными COVID-19» карантин означает «ограничение деятельности и/или отделение от других подозрительных лиц, которые не болеют, таким образом, чтобы предотвратить возможное распространение инфекции или заражение». Таким образом, нахождение работника на карантине хотя и не связано с наличием подтвержденного заболевания у самого работника, однако влечет для него такие же существенные ограничения повседневной жизни, которые характерны для заболевания или травмы. Именно этим обусловлена выдача ему листка нетрудоспособности.

Следовательно, работник, находящийся на карантине на основании листка нетрудоспособности, является нетрудоспособным в том же смысле, в котором нетрудоспособен работник, имеющий заболевание или получивший травму.

Поэтому на такого работника в равной мере распространяются все гарантии трудового законодательства, предусмотренные на случай временной нетрудоспособности.

При реализации гарантий, предоставляемых ТК РФ работникам в случае переноса ежегодного оплачиваемого отпуска, общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом должен соблюдаться как со стороны работника, так и со стороны работодателя.

Поэтому отказ работодателя перенести отпуск работника на указанный работником срок не может являться произвольным.

В рассматриваемой ситуации отказ в переносе отпуска не был связан с какими-либо уважительными причинами, объективно препятствовавшими переносу отпуска на указанный работницей период.

Таким образом, отсутствие работницы не может быть расценено как прогул, поскольку в указанный период она реализовала предусмотренное ст. 124 ТК РФ право на перенос отпуска, а работодатель в нарушение конституционного принципа недопустимости злоупотребления правом необоснованно отказал в переносе отпуска в отсутствие объективных причин к этому.