МВФ: мировая экономика замедлится, но продолжит рост

| статьи | печать

Глобальная экономика в нынешнем году, по оценке МВФ, будет расти более медленно, чем предполагалось в начале 2022 г. (на 3,5% вместо 4,4%), из-за новой атаки коронавируса и геополитического конфликта в Восточной Европе. В то же время российская экономика, согласно прогнозу Фонда, снизится в нынешнем году на 8,5%, что выше ожиданий Всемирного банка (–11,2%) и Счетной палаты РФ (–10%).

Новая вспышка COVID-19 и военная операция на Украине, по мнению аналитиков Международного валютного фонда (МВФ), замедлят глобальный экономический рост в текущем году.

«По сравнению с нашим январским прогнозом мы пересмотрели прогноз мирового роста в сторону понижения до 3,6% в 2022 г., — комментирует ситуацию директор исследовательского департамента МВФ Пьер-Оливье Гуринша. — Это отражает прямые последствия войны для Украины и санкций для России, и в обеих странах прогнозируется резкий спад. Прогноз экономического роста на этот год для Европейского союза был пересмотрен в сторону понижения на 1,1 п.п. из-за косвенных эффектов войны, что означает, что на него приходится второй по величине вклад в общий пересмотр в сторону понижения».

Среднесрочный прогноз мировой экономики тоже пересмотрен в сторону понижения по всем группам стран, кроме государств — экспортеров сырьевых товаров. В странах с развитой экономикой восстановление совокупного объема производства до уровня, существовавшего до пандемии, займет больше времени, чем предполагалось ранее.

Кроме того, ожидается, что расхождение, наметившееся в 2021 г. между странами с развитой экономикой и государствами с формирующимся рынком, сохранится, что свидетельствует о долгосрочных негативных пос­ледствиях пандемии.

Для России аналитики МВФ прогнозируют сокращение экономики на 8,5%, что выше показателей, которые представили Всемирный банк (–11,2%) и Счетная палата РФ (–10%). Более высокие оценки Фонда связаны с макроэкономическими показателями, которые российская экономика продемонстрировала в январе — марте текущего года, когда федеральный бюджет был исполнен с профицитом, а сальдо платежного баланса было положительным.

Одним из основных вызовов для развития мировой экономики, по мнению аналитиков МВФ, сегодня стала инфляция. Еще до войны она стремительно росла под влиянием всплеска цен на сырьевые товары и дисбалансов между спросом и предложением. Центральные банки многих стран, например Федеральная резервная система США, уже перешли к ужесточению денежно-кредитной политики.

Дополнительные трудности, связанные с коронавирусом и спецоперацией, усиливают инфляционное давление. Теперь Фонд прогнозирует, что инфляция будет оставаться повышенной намного дольше. В США и некоторых странах Европы она достигла самого высокого уровня за более чем 40-летний период в условиях ограниченных рынков трудовых ресурсов.

Усиливается риск того отклонения инфляционных ожиданий от целевых показателей центральных банков, что побуждает директивные органы идти на более агрессивное ужесточение политики. Кроме того, в более бедных странах удорожание продовольствия и топлива может значительно повысить риск социальных волнений.

В бюджетной сфере пространство для мер экономической политики еще раньше сократилось во многих странах в результате пандемии. Резкий рост цен на сырьевые товары и повышение мировых процентных ставок дополнительно сократят бюджетные возможности, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах, импортирующих нефть и продовольствие.

В этих сложных условиях, по словам Пьера-Оливье Гуринша, меры экономической политики на национальном уровне и многосторонние усилия играют важную роль. Центральные банки должны будут решительно корректировать свою денежно-кредитную политику для сохранения среднесрочных и долгосрочных фиксированных инфляционных ожиданий. Четкое информирование и указания о направлении политики регуляторов будут иметь важное значение для уменьшения риска дестабилизирующих корректировок.

Ряду стран потребуется консолидировать сальдо бюджета. Это не должно служить препятствием для оказания правительствами адресной поддержки уязвимым слоям населения, особенно в свете высоких цен на энергоносители и продовольствие.