Апрельские тезисы ОПЕК: добыча нефти будет расти в мире и в России

| статьи | печать

Мировая экономика в нынешнем году вырастет на 3,9%, отмечают в апрельском отчете эксперты ОПЕК. На этом фоне глобальный спрос на нефть увеличится на 3,79%. Ключевыми странами — драйверами роста добычи черного золота станут США, Бразилия, Канада, Казахстан, Гайана, Норвегия и Россия, поставки которой на мировой рынок составят 11,23 млн барр. в сутки. Нефтяной картель подчеркивает, что не сможет компенсировать Европе импорт нефти из России в случае введения эмбарго.

Глобальный экономический прирост в 2022 г., согласно оценке, данной в апрельском докладе ОПЕК, составит 3,9%, что на 0,3 п.п. ниже, чем в мартовском отчете организации. Во втором месяце весны аналитики нефтяного картеля уже учли последствия новой волны коронавируса, атаковавшей ряд стран мира, а также геополитический конфликт в Восточной Европе.

Прирост ВВП Соединенных Штатов на текущий год пересмотрен с 4% в сторону понижения до 3,8%. Показатель экономического прироста еврозоны на текущий год тоже уменьшен, с 3,9 до 3,5%. Прогноз развития японской экономики теперь равняется 1,9%, что на 0,3 п.п. ниже мартовского сценария.

Динамика экономики Китая в 2022 г. составит 5,3%, что немного ниже мартовского прогноза (5,6%). В Индии увеличение ВВП будет 7,2%, что соответствует сценарию, озвученному организацией экспортеров месяцем ранее.

Прогноз прироста бразильской экономики в этом году составил 1,2% после показателя 1,5% в мартовском варианте отчета.

Для российской экономики аналитики ОПЕК прогнозируют в текущем году снижение на 2%, отмечая ускорение инфляции, темпы которой увеличились с 9,2% в феврале до 16,7% в марте.

Региональная структура поставок изменится

Мировой спрос на нефть, по оценке ОПЕК, в нынешнем году продолжит расти, но меньшими темпами в результате очередной атаки коронавируса и геополитической напряженности. В среднем в 2022 г. глобальный спрос достигнет 100,5 млн барр. в cутки, что примерно на 0,3 млн барр. в сутки выше, чем в допандемийном 2019 г.

«В I квартале 2022 г. мировой спрос на нефть продемонстрировал устойчивый рост, в основном благодаря сильному восстановлению экономики, поддерживаемому программами стимулирования и дальнейшим ослаблением мер по сдерживанию распространения COVID-19. Спрос на нефть в странах ОЭСР вырос на 2,8 млн барр. в сутки по сравнению с тем же кварталом 2021 г., в то время как потребности стран, не входящих в ОЭСР, выросли на 2,2 млн барр. в сутки», — отмечают эксперты организации стран-экспортеров.

Несмотря на то что геополитические события оказывают серьезное влияние на Европейский союз (ЕС) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), спрос на нефть в этих регионах во II и III кварталах текущего года будет расти в среднем примерно на 0,5 млн барр. в сутки по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В III квартале спрос еще возрастет и превысит доковидные показатели.

«Дизельное топливо и бензин зафиксируют наибольший прирост среди нефтепродуктов в годовом исчислении благодаря растущей мобильности и здоровой промышленной деятельности во всем мире. Улучшения в узких местах цепочки поставок в основных странах-потребителях будут поддерживать спрос на нефть, при этом легкие дистилляты в значительной степени поддерживаются высоким спросом на нефтехимическую продукцию, особенно в Китае, США и Индии. Наконец, ожидается, что восстановление мировых авиаперевозок на фоне снижения заболеваемости COVID-19 еще больше поддержит спрос на авиационный керосин», — прогнозирует ОПЕК.

Добыча в странах, не входящих в ОПЕК, в 2022 г. будет немного меньше, чем предполагалось ранее. Прогноз пересмотрен в сторону понижения на 0,32 млн барр. в cутки по сравнению с мартовским сценарием. В среднем за год добыча в этих государствах будет равняться 66,26 млн барр. в cутки.

В США большинство нефтяных компаний по-прежнему сосредоточены на погашении долгов и возврате капитала акционерам. Вместе с тем усиление бурения и заканчивания скважин может привести к повышению уровня добычи в ближайшие месяцы. Число активных буровых установок в стране выросло на 243 единицы по сравнению с прошлым годом, достигнув 673, из которых более 90% предназначены для бурения горизонтальных скважин.

Основными драйверами роста предложения жидких углеводородов по итогам года, по оценке ОПЕК, станут Соединенные Штаты, Россия, Бразилия, Канада, Казахстан, Гайана и Норвегия.

Вместе с тем в прогнозе нефтяного картеля отмечается, что в России рост добычи продолжится, но более медленными темпами, чем предполагалось ранее. Поэтому добыча составит 11,23 млн барр. в сутки вместо 11,76 млн, как предполагалось в мартовском отчете.

Политические «разборки» в Восточной Европе, по мнению аналитиков картеля, приведут к перемещению поставок продукции в другие регионы. Так, США уже увеличили экспорт дизельного топлива в Европу и Латинскую Америку, при этом экспорт дизельного топлива водным путем с побережья Мексиканского залива заметно вырос в конце марта, почти достигнув самого высокого уровня за последние два года. Ожидается также, что в ближайшие месяцы потребление НПЗ в Азии и на Ближнем Востоке увеличится, чтобы компенсировать нехватку продукции.

Сочетание ограниченных поставок топлива и низких уровней коммерческих запасов на фоне прогнозов роста потребления в летний сезон может привести к более жесткому балансу спроса и предложения продукции при значительном дефиците бензина и дистиллятов.

Компенсировать нефтяное эмбарго не получится

Экспорт российской нефти в страны ЕС в случае эмбарго на практике невозможно заменить на другие источники черного золота, считает генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо.

Политические противоречия, по словам г-на Баркиндо, в последнее время обострились, что привело к формированию крайне нестабильного энергетического рынка. При этом глава нефтяного картеля подчеркнул, что это не фундаментальные экономические факторы, а драйверы, на которые ОПЕК практически не имеет влияния.

Теоретически возможно направить часть поставок нефти из некоторых азиатских стран в Европу, но это приведет к ценовому шоку для европейской экономики, что повлияет на темпы экономического роста в регионе и станет причиной снижения уровня жизни населения.