Траты россиян на общественное питание восстановились за счет фастфуда

| статьи | печать

Российский рынок общественного питания в денежном выражении практически восстановился после прошлогоднего провала, вызванного пандемией. При этом трафик посещения кафе и ресторанов все еще ниже, чем в 2019 г. Серьезно укрепил свои позиции в текущем году фастфуд, забрав себе более половины расходов потребителей в этом секторе.

Исследование, проведенное аналитиками NPD Group, показало, что российский рынок фудсервиса по результатам десяти месяцев 2021 г. не дотягивает всего 2% в расходах до доковидных показателей 2019 г. Однако трафик посещений заведений общественного питания с января по октябрь 2021 г. все еще ниже на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Россия догоняет Китай по «быстрому питанию»

Комментируя сложившуюся динамику, эксперты обратили внимание, что обвал российского рынка в 2020-м и в начале 2021 г. не был столь драматичен, как в Европе, однако турбулентность и новые модели поведения потребителей изменили структуру индустрии. Упрочил свои позиции фаст-фуд (рестораны быстрого питания), который в 2021 г. достиг рекордной доли в 57% рынка в расходах.

«Это феноменальный показатель. Россия по структуре рынка встала в один ряд с Китаем, США и Канадой, где доля фастфуда доходит до 60%», — пояснила эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. При этом она отметила, что в европейских странах, таких как Великобритания, Германия и Франция, фастфуд занимает лишь 25—50% индустрии фудсервиса.

Рост доли фастфуда в РФ связан с несколькими факторами. Во-первых, операторы ресторанов быстрого обслуживания оказались лучше готовы к вызовам пандемии, поскольку в 2018—2019 гг. инвестировали в развитие доставки, мобильных приложений и другие технологии, которые позволили продавать и доставлять блюда в условиях локдауна. Это дало возможность лидерам фаст-фуда встретить пандемию с отработанными сервисами доставки и заказов навынос. Пока другие участники рынка только включались в процесс функционирования в новых условиях, разрабатывая приложения и оптимизируя меню, фаст-фуд-компании уже доставляли заказы своим клиентам.

Во-вторых, в начале пандемии именно крупные сети вызывали наиболее сильное доверие у потребителей. Опросы NPD Group, проведенные весной 2020 г., показали убежденность людей, что в сетевых заведениях лучше следят за выполнением всех санитарных норм и регулярно дезинфицируют все помещения.

Еще одно конкурентное преимущество блюд из сегмента фастфуда — соотношение цены и калорийности блюд. В условиях сокращения доходов населения и высокой инфляции потребители стали более чувствительны к ценам и стремятся минимизировать свои расходы.

Данные NPD Group свидетельствуют о том, что намеченные в прошлом году благодаря пандемии тенденции продолжили развиваться в текущем году. Так, аналитики фиксируют смещение потребления из ресторанных залов в частные пространства: квартиры, кухни, офисы, автомобили и проч. Если за десять месяцев 2019 г. вне ресторана съедалось 35% заказов в расходах, то с января по октябрь 2021 г. уже 53%.

Доставка завоевывает регионы

Интересно, что доставка выросла в этом году даже после прошлогоднего взлета. По итогам десяти месяцев 2021 г. доставка увеличилась на 125% к аналогичному периоду 2019 г.

«Очевидно, что доставка останется одним из главных трендов в сфере питания и в 2021 г. В условиях, когда в любой момент может наступить очередной режим нерабочих дней, сопровождаемый закрытием кафе и ресторанов, работа навынос становится единственным источником дохода», — рассказал «ЭЖ» Артем Симонянц, генеральный директор Qummy. По словам эксперта, опыт предыдущих локдаунов сильно поменял и потребительские предпочтения — людям хочется получать хороший быстрый сервис, желательно, чтобы вместе с едой приезжали и другие товары.

По словам Жанны Шебаршовой, эксперта Контур.Маркета для автоматизации общепита, доставка становится все более привычной и востребованной в небольших городах. Например, в три раза чаще заказывают доставку в Хабаровске, Владивостоке и Новокузнецке. В менее крупных городах аналогичная тенденция. Есть пример, когда заведение находится в поселке городского типа и выполняет около сотни заказов из соседних поселков и деревень. «Люди в регионах перестали относиться к заказу еды как к роскоши, теперь это повседневность», — считает эксперт.

Сложившиеся условия стали хорошей почвой для развития форматов dark kitchen и dark storе. Первый представляет собой так называемую «темную кухню», которая работает исключительно на доставку. Второй — «темный магазин» — онлайн-магазин без торгового зала, также использующий только онлайн-продажи и доставку. Отличие двух моделей в том, что на «темной кухне» готовят блюда, а магазин продает их как готовую еду.

Главное преимущество этих форматов для потребителей — экономия времени. «Формат dark kitchen позволяет открывать больше производственных точек, а значит, сократить время доставки до 15—20 минут», — рассказала «ЭЖ» Ж. Шебаршова. При этом она отметила, что, например, 20% партнеров «Яндекс.Еды» — это именно «виртуальные рестораны».

Еще один тренд, на который обратили внимание эксперты в беседе с «ЭЖ», — роботизация. В первую очередь пандемия выбивает из производственного процесса человека, что автоматически нарушает и другие цепочки. «Роботы же, как известно, не болеют. Для небольших кафе, отелей, АЗС уже есть решения, позволяющие отказаться от штата поваров. Эти технологии превращают трудоемкий и сложный бизнес по приготовлению еды в легко контролируемый, роботизированный процесс. Еще лучше, если подобное решение не будет занимать большую площадь, а уместится, например, на 2 кв. м», — пояснил А. Симонянц.

По данным РИА Рейтинг, в январе — сентябре 2021 г. оборот общественного питания увеличился практически во всех российских регионах, причем в большинстве из них темпы роста были довольно высокими. Более чем на 20% оборот общественного питания вырос по сравнению с январем — сентябрем 2020 г. в 45 регионах и еще в 25 темпы роста находились в диапазоне 10—20%.

В группу лидеров по общественному питанию входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Дагестан, Свердловская область, Республика Татарстан и Ростовская область. Суммарно на перечисленные субъекты РФ приходится 47,6% общероссийского оборота общественного питания. Снижение было зафиксировано только в двух субъектах РФ — в Сахалинской и Томской областях (–2,9 и –6,6% соответственно). 

Оборот общественного питания РФ, млн руб., 2019 и 2021 гг.

Годы

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

2021

131130,4

131196,5

142607,2

147890,9

150365,8

149835,4

154498,3

164042,31

76327,9

172903,6

2019

134811,3

130 137

138536,8

141658,5

145 395

149285,9

151511,4

156919,5

166988,1

165486,1

Источник: Росстат

К сведению

Мировые тренды: ретейлеры объединяются с сетями общепита

Пандемия и экономический кризис ускорили развитие партнерских взаимоотношений между торговыми предприятиями и заведениями общепита. Для ретейла открытие мест для общественного питания позволяет увеличить время пребывания покупателей в магазине и таким образом поддержать общие продажи, а также укрепить лояльность посетителей. Рестораны получают новый канал продаж своих блюд, а также возможность привлечения новых клиентов.

По данным отраслевого обзора INFOLine, тренд на партнерство сетей общественного питания и представителей ретейла наблюдается во всем мире не первый год. Он связан с желанием увеличить трафик и сформировать лояльность к посещению магазина и ресторана, расширить аудиторию своего проекта.

В апреле 2020 г., когда заведения общественного питания для посещения по всей стране были закрыты, торговые сети FMCG России предложили ресторанам разместить свою продукцию на полках их физических и интернет-магазинов. После снятия большей части ограничений взаимодействие продолжается, причем для некоторых брендов общепита данные проекты стали действительно успешными и перспективными.

Общепит становится дополнительным источником дохода для ретейла, например, сеть фирменных ресторанов и кафе IKEA входит в топ-10 лидеров общественного питания мира. В ноябре 2021 г. Costa Coffee объединилась с британской сетью супермаркетов Marks & Spencer, чтобы запустить новое продуктовое предложение в своих британских кофейнях.

Еще один крупный совместный проект стартовал в прошлом году на территории России — сеть McDonalds начала сотрудничество с X5 Group. В настоящее время открыты два ресторана этой сети в «Перекрестках» и один в «Пятерочке». Кроме того, в прошлом году во Владивостоке заработало единое пространство обслуживания McDonalds и Сбера.

Сеть семейных кафе «АндерСон» заявила, что продажу готовой продукции в ретейле планирует сделать одним из ключевых направлений. По данным на октябрь 2021 г., оборот сети кафе в ретейле составляет около 30% от всей прибыли компании, и «АндерСон» планирует ее наращивать.

Примечательно, что точки питания на своих территориях запускают и предприятия, не связанные с приемом пищи как таковым. Например, в ноябре 2021 г. логистический оператор СДЭК первым открыл в своих пунктах выдачи заказов кофейни в формате «кофе с собой».