Ценовой галоп. Сможет ли он утихнуть во второй половине наступающего года?

| статьи | печать
Ценовой галоп. Сможет ли он утихнуть во второй половине наступающего года?

Рост потребительских цен за последний год бьет рекорды в большинстве стран: в Турции — 15%, России — 7,9%, Индии — 7,1%, Бразилии — 5%, даже в США — 3,2%. МВФ рекомендует центральным банкам поднимать ключевые ставки в странах, где экономика успешно восстанавливается после кризиса. ЦБ РФ уже заявил, что продолжит серию повышения ставок в следующем году. В результате эксперты ожидают снижения инфляции до целевых уровней во второй половине нового года (для России — до 4%).

Увеличение цен на энергоносители и продукты питания, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), привели к быстрому росту инфляции во многих государствах. Драйверы роста, особенно высокие цены на сырьевые и продовольственные товары, могут сохранить влияние на инфляцию и в 2022 г.

Базовая инфляция потребительских цен — показатель инфляции, в котором не учитываются волатильные цены на энергоносители и продовольствие, — также увеличилась, при этом между разными государствами наблюдаются значительные различия. Отчасти увеличение базовой инфляции стало результатом восстановления после сокращения цен в прошлом кризисном году, например, из-за окончания мер по снижению НДС в Германии.

Отличительной чертой коронакризиса стало резкое увеличение базовой инфляции в развитых странах. В Соединенных Штатах она составила 3,3%, в Англии — 2,7%, Канаде — 2,2%, Южной Корее — 1,8%, Германии — 1,7%. А ведь это страны с развитым производством товаров и услуг, где компании конкурируют между собой за деньги покупателей.

Еще тяжелее сложилась ситуация в странах с формирующимися рынками. В Турции, где руководство страны придерживается необычной политики и понижает ключевую ставку, уровень инфляции равняется 17% в годовом измерении. В России рост цен с начала года до 29 ноября составил 7,5%, в Индии чуть меньше — 7,1%, Бразилии — 5%.

Медианный уровень инфляции — индикатор, на который не оказывают влияния крайне большие или, наоборот, малые изменения цен в нескольких категориях товаров, отражающий широту и вероятность сохранения давления на цены, — тоже отличается в различных государствах. Недавнее повышение медианного уровня инфляции в США примерно до 3% в октябре также превышает показатели в других странах G-7.

Тем не менее аналитики МВФ отмечают снижение инфляционных ожиданий в большей части государств. «Оценки среднесрочных и долгосрочных инфляционных ожиданий в большинстве стран остаются приближенными к целевым показателям денежно-кредитной политики, — отмечает первый заместитель директора-распорядителя Фонда Гита Гопинат. — В дополнение к ожидаемому ослаблению инфляционных факторов это указывает на то, что меры политики могут вернуть инфляцию на целевой уровень».

В Соединенных Штатах долгосрочные инфляционные ожидания увеличились, но держатся близко к средним показателям за прошлые периоды и, таким образом, являются хорошо зафиксированными. Ожидания в зоне евро возросли, но с уровней, значительно ниже целевых показателей, и теперь приблизились к ним. Это означает, что долгосрочные ожидания стали лучше привязаны к 2%-ному целевому показателю Европейского центрального банка.

Светлым пятном на темном фоне быстрой инфляции остается Япония. В Стране восходящего солнца инфляция ушла в минусовую зону (–0,8%), и инфляционные ожидания остаются существенно ниже целевого уровня.

Робкие признаки остановки инфляционных ожиданий фиксируются в ряде государств с формирующимся рынком, в том числе в Индии, Индонезии и Южной Африке. Исключение и здесь составляет Турция, в которой риски увеличения инфляционных ожиданий остаются существенными, поскольку смягчение денежно-кредитной политики происходит на фоне галопирующих цен.

В этих условиях МВФ советует центральным банкам ужесточать денежно-кредитную политику с целью сдерживания инфляции, особенно в странах, где восстановление экономики налицо.

«Концентрация денежно-кредитной политики исключительно на поддержке восстановления роста может вызвать значительное и продолжительное инфляционное давление, при этом существует некоторый риск ослабления фиксации инфляционных ожиданий, — подчеркивает директор департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала МВФ Тобиас Адриан. — Соответственно, в странах, в которых восстановление экономики находится на более продвинутой стадии и инфляционное давление сильнее, будет целесообразным ускорить нормализацию денежно-кредитной политики».

Курс Центрального банка России явно укладывается в рамки рекомендаций МВФ, основанных на международном опыте. Сегодня, по словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, имеет место значительный дисбаланс между текущим уровнем спроса и способностью предложения удовлетворить этот спрос.

«Быстро нарастить производство не всегда возможно, — уверена глава российского Центробанка. — Скорость его подстройки к расширению спроса может наталкиваться на ограничения по мощностям, на нехватку комплектующих и сырья, на узкие места в логистике. А для экономики в целом — и на ограниченную численность рабочей силы».

Избыточный спрос, который компании не в состоянии удовлетворить за счет расширения производства, не является источником дополнительного экономического роста. Он позволяет производителям с легкостью перекладывать свои дополнительные издержки на потребителей. И тем самым снижает мотивацию компаний повышать эффективность производства и снижать цены.

С этим мнением согласен научный руководитель Института экономики РАН, академик Руслан Гринберг: «Я поддерживаю г-жу Набиуллину в том, что российская экономика весьма „инфляцегенна“. В нашей экономике пока недостаточно производственных мощностей и товарных запасов, чтобы удовлетворить спрос населения, когда он начинает быстро расти. А это приводит к увеличению цен, а не расширению выпуска товаров».

Нынешний спрос потребителей, по оценке главы ЦБ, вновь стал подогревать высокие инфляционные ожидания. После снижения в августе и сентябре они у граждан и предпринимателей опять увеличились и возвратились к максимальным значениям последних лет.

Поэтому регулятор намерен продолжить цикл повышения ключевой ставки и на следующий год прогнозирует ее значение в диапазоне 7,3—8,3%. С учетом такой денежно-кредитной политики инфляция снизится в наступающем году до уровня 4—4,5%.

«Первой ласточкой» замедления ценового галопа может стать снижение за неделю с 30 ноября по 6 декабря нынешнего года инфляции до 0,07%, согласно сообщению Минэкономразвития. Так, возобновилось снижение цен в секторе туристических и регулируемых услуг.