Как снизить риски экосистем для граждан, бизнеса и государства

| статьи | печать

Стремительное развитие цифровых экосистем приводит к тому, что они быстро расширяют сферы своей деятельности и зачастую могут «топтать» других предпринимателей, создавать массу проблем потребителям и даже конкурировать в определенных областях с государством. Зарубежный опыт показывает, что регуляторам важно точно определить понятие «экосистема», грамотно выстроить антимонопольное законодательство и добиться ответственного отношения к большим данным о потребителях.

Крупнейшими экосистемами в мире по капитализации и числу пользователей по состоянию на 2021 г. являются американские и китайские компании. В России стремительно развиваются свои национальные экосистемы и, как и в других странах, идет активное обсуждение необходимости и целесообразности внесения изменений в законодательство, направленных на регулирование деятельности крупных цифровых платформ. Дискуссия о необходимости регулирования обусловлена возрастанием рисков для конкуренции, конечных потребителей, бизнеса и в целом для государства.

Исследование зарубежной практики регулирования экосистем, которое провели эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), позволило сделать ряд интересных выводов.

Во-первых, необходимо правильно определить объект регулирования. Дополнительное регулирование, по словам руководителя направления «Правовое развитие» ЦСР Максима Башкатова, может вводиться для всех платформ или только для экосистем и ограниченного круга платформ (гейткиперов), которые по количественным и качественным критериям занимают важное (стратегическое) место на рынке и обладают высокой рыночной властью на одном или нескольких связанных рынках.

Мировой опыт показывает, что можно по-разному сочетать количественные и качественные критерии для платформ, экосистем и гейткиперов.

Важно также учесть, что квалификация субъекта как платформы, экосистемы или гейткипера может происходить по факту начала расследования при подозрении в нарушениях (ex post регулирование) или до начала такого расследования (ex ante регулирование).

Во-вторых, при введении качественно нового регулирования и установлении обязательств ex ante для экосистем необходимо определиться — включать ли его в систему антимонопольного регулирования или создать полностью обособленный режим sui generis.

В России, по мнению аналитиков ЦСР, желаемое регулирование экосистем/платформ может быть достигнуто посредством совершенствования действующего антимонопольного права, поскольку это наиболее понятный путь. ФАС уже обладает определенными компетенциями в работе с цифровыми платформами.

В-третьих, необходимо уточнить допустимые пределы свободы договора, сторонами которого являются платформа/экосистема/гейткипер и другие предприниматели. Так, может быть введено обязательство платформы/экосистемы/гейткипера позволять коммерческим пользователям предлагать те же самые продукты и услуги конечным пользователям через сервисы электронной коммерции третьих лиц по ценам или на условиях, отличающихся от тех, что предусмотрены в сервисе электронной коммерции платформы/экосистемы/гейткипера.

Наконец, может быть установлена обязанность гейткиперов по публикации агрегируемых данных или введен запрет использовать такие данные при конкуренции с иными пользователями. 

Капитализация крупнейших мировых экосистем, млрд долл.

Компания

Значение

Microsoft

2500

Apple

2497

Alphabet (Google)

1940

Amazon

1750

Meta (Facebook)

950

Tencent

540

Alibaba

490

Сбербанк

100

Источник: ЦСР