COVID-19 росту не помеха. Экономическая активность увеличивается в большинстве развитых стран

| статьи | печать

Опережающие флеш-индексы деловой активности PMI указывают на рост экономики в октябре в большей части развитых государств. Композитный индикатор частного сектора Соединенных Штатов сделал рывок с 55 баллов в сентябре до 57,2 балла в середине осени. В еврозоне индекс PMI слегка опустился, но остался на территории роста (54,7 балла), в Японии вышел в небольшой позитив (50,7 балла) впервые за полгода.

В октябре Flash U.S. Composite Output Index рванул вверх с 55 баллов в первом осеннем месяце до 57,2 балла, что стало самым быстрым ростом за последние три месяца. Драйвером увеличения деловой активности на этот раз стала сфера услуг, где были зафиксированы наиболее быстрые темпы роста с июля текущего года.

В то же время обрабатывающий сектор американской экономики продемонстрировал более скромную динамику производства, что было связано с продолжающимися сбоями в цепочках поставок.

Однако не обошлось и без ложки дегтя в бочке меда. Данные октябрьского опроса IHS Markit показали увеличение инфляционного давления на американскую экономику. Цены на сырье и материалы росли рекордными темпами, что привело к наращиванию расходов компаний. Кроме того, предприятия жаловались на более высокие затраты на транспорт и заработные платы сотрудников. В результате отпускные цены на продукцию компаний и оказываемые услуги тоже вышли на рекордный уровень.

Увеличение объемов продаж усилило нагрузку на производственные мощности фирм. Размеры незавершенных заказов росли быстрыми темпами, что, по мнению топ-менеджеров, связано с трудностями поставок сырья и нехваткой квалифицированных кадров. Занятость увеличивалась самыми быстрыми темпами с июля 2021 г. на фоне сложностей, вызванных поисками новых сотрудников и мерами, направленными на удержание уже принятого на работу персонала.

«В октябре в секторе услуг США наблюдался рост деловой активности, поскольку число случаев заболевания COVID-19 продолжало снижаться, что способствовало обнадеживающему и сильному началу IV квартала, — комментирует ситуацию главный экономист IHS Markit Крис Уильямсон (Chris Williamson). — Занятость также увеличилась, поскольку предприятиям было необходимо наращивать производственные мощности для удовлетворения растущего спроса».

Вместе с тем, по словам г-на Уильямсона, производственные компании по-прежнему страдали от ряда ограничений, включая «узкие места» в цепочке поставок и нехватку рабочей силы.

Еврозона сохраняет позитивный тренд

Октябрьский Flash Eurozone PMI Composite Output Index в середине осени составил 54,3 балла после 56,2 балла месяцем ранее. На снижение композитного индикатора в основном повлияло сокращение Индекса PMI в сфере услуг (с 56,4 до 54,7), который пострадал из-за растущих показателей пандемии и связанных с ними ограничений.

Флэш-индекс PMI производственного сектора еврозоны лишь слегка просел с уровня 58,6 балла в начале осени до 58,5 балла в октябре. Более скромные (по сравнению с предыдущим месяцем) объемы производства были связаны со снижением размеров выпуска компаний обрабатывающего сегмента в Германии и Франции.

Интересная деталь: небольшое сокращение объемов производства сопровождалось увеличением размеров незавершенных заказов. Что, в свою очередь, стимулировало компании расширять штат своих работников. Причем темпы увеличения занятости стали максимальными за последние два десятилетия.

Основным драйвером быстрого повышения цен в октябре стал дефицит материалов, что привело к рекордному росту затрат фирм на используемые ими ресурсы. Беспрецедентное увеличение расходов было зафиксировано в обрабатывающем секторе, а в сфере услуг затраты предприятий росли самыми быстрыми темпами за последние двадцать лет.

Отпускные цены также быстро тянулись вверх по мере того, как компании перекладывали возросшие издержки на своих покупателей. Причем и в производственном сегменте, и секторе услуг инфляция стала самой быстрой почти за два десятилетия наблюдений IHS Markit.

В то же время предпринимательские оценки будущих размеров выпуска продукции и оказания услуг стали минимальными с февраля текущего года, что стало результатом опасений, связанных со сбоями в глобальных цепочках поставок.

«Еврозона начала IV квартал самым слабым темпом роста с апреля нынешнего года, — отмечает К. Уильямсон. — В обрабатывающей промышленности, которая столкнулась с задержками в международных поставках, рост производства замедлился до самого низкого уровня с момента первого локдауна в прошлом году. Тем временем в секторе услуг наблюдается небольшое движение вверх по сравнению с летом, однако здесь у предпринимателей уже возникли новые опасения, связанные с нарастанием случаев заболевания коронавирусом».

Япония пошла в рост

Индикатор PMI японской экономики в октябре впервые за полгода поднялся выше пограничной отметки, за которой начинается благоприятная деловая конъюнктура, и составил 50,7 балла.

«Деловая активность в японском частном секторе вернулась на территорию расширения в начале IV квартала 2021 г., — подчеркивает экономист IHS Markit Усама Бхатти (Usamah Bhatti). — Рост был первым за шесть месяцев, причем локомотивом увеличения экономической активности стала сфера услуг, где топ-менеджеры отмечали прогресс впервые с января 2020 г. В обрабатывающем секторе наблюдалось небольшое замедление темпов роста, тем не менее октябрь продолжил девятимесячную серию положительной динамики производства. Респонденты в сегменте услуг и обрабатывающей промышленности связывали восстановление активности с сокращением числа случаев COVID-19 и ослаблением эпидемиологических ограничений».

Частные компании Японии сообщали о существенном увеличении новых заказов на свою продукцию и услуги, при этом особенно быстро росло количество заказов со стороны зарубежных клиентов.

Вместе с тем японские предприятия продолжали жаловаться на постоянное давление на их бизнес, связанное с перебоями в мировых цепочках поставок, и, соответственно, на нехватку сырья. В результате «входные»» цены в октябре росли самыми быстрыми темпами за последние 13 лет. Это способствовало самому резкому росту производственных расходов с июля 2018 г.

В этих сложных, противоречивых условиях уверенность японских предпринимателей по-прежнему держится в положительной зоне.