Планы принимаем, но коррупция пока растет

| статьи | печать
Планы принимаем, но коррупция пока растет

Очередной антикоррупционный план, утвержденный на этой неделе президентом страны, предусматривает повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса в борьбе со взятками и другими поборами чиновников. Предпринимательское сообщество предлагает усилить внимание к болевым точкам: затягиванию уголовных дел и остановкам работы предприятий для коррупционного давления на бизнес, а также навязыванию платных услуг компаниям. Бизнес-омбудсмен считает, что лавину взяток поможет остановить введение института следственных судей.

Масштабы коррупции в России продолжают увеличиваться. Так, по данным Генеральной прокуратуры, количество преступлений только по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») выросло с 3188 в 2017 г. до 4174 в прошлом году, или на 30%. А всего в 2020 г. прокуратура выявила 245 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции на 2021—2024 гг., который утвердил глава государства Владимир Путин, предполагает разработку комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия органов власти и бизнеса по вопросам противодействия коррупции.

Бизнес-сообщество обращает внимание властей на самые острые зоны взаимодействия предпринимателей и государства, при которых создаются условия для вымогательства денег у руководителей и менеджеров компаний.

«Затягивание расследования уголовных дел является широко распространенным способом коррупционного давления на предпринимателей. Оно приводит к причинению материального и иного ущерба хозяйствующему субъекту, в том числе в случае признания имущества (продукции, оборудования) вещественными доказательствами, что существенно усложняет либо полностью блокирует хозяйственную деятельность, — отмечает заведующая лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ Дина Крылова. — Стоимость имущества и вещественных доказательств, изымаемых у предпринимателя при расследовании уголовного дела, может быть очень высокой. Например, это может быть дорогостоящее оборудование, большая партия товаров. В ряде случаев после изъятия органами следствия крупной партии продукции в дальнейшем она всплывает на рынке. Ее возврат хозяйствующему субъекту затягивается на годы, либо происходит ее порча или утрата».

Еще одним способом коррупционного давления на бизнес, по словам г-жи Крыловой, является административное приостановление деятельности предприятия. Могут быть приостановлены эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг.

Критериев разграничения случаев привлечения к административной ответственности в виде приостановления всей деятельности либо в какой-либо части нет, этот вопрос всегда остается на усмотрение суда, который зачастую удовлетворяет просьбу контролирующего органа о максимальном сроке и полном приостановлении работы. Результат такого подхода налицо: в 2020 г. административное наказание в виде приостановления деятельности было наложено судами 11 769 раз.

Важная деталь: сейчас отсутствуют адекватные меры ответственности должностных лиц органов контроля (надзора) за нарушения процедур проверок в коррупционных целях. «Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства при проведении проверок предусмотрена ст. 19.6.1 КоАП РФ, — подчеркивает Д. Крылова. — Однако конструкция указанной статьи предусматривает ответственность в отношении лишь части нарушений порядка проведения проверок. Существенная часть нарушений, даже грубых, не влечет за собой административную ответственность».

«Относительно честным способом отъема денег» у предпринимателей стали платные услуги государственных органов, которые навязываются бизнесу. Навязывание платных услуг характерно для многих контрольно-надзорных ведомств (к примеру, в рамках пожарного надзора — услуги конкретной организации в сфере пожарной безопасности, в рамках фитосанитарного контроля — услуги по установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции). Компаниям приходится оплачивать эти услуги, несмотря на их отсутствие в перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 352.

Действующие процедуры государственных закупок также позволяют оказывать коррупционное давление на исполнителей. Процедуры госзакупок не предусматривают обязательных авансовых платежей, однако госзаказчик имеет возможность значительное время затягивать приемку работ, задерживать оплату (не оплачивать) выполненных работ, что ставит исполнителей в невыгодное финансовое положение и принуждает давать взятки. Распространена практика оспаривания заказчиком выполненных работ по госконтракту, несмотря на подписание государственной комиссией акта их приемки.

По оценке предпринимательского сообщества, изменения в ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области предпринимательской деятельности, необходимо вносить таким образом, чтобы это не приводило к росту затрат бизнеса на адаптацию к ним, не увеличивало риски бизнеса. Пока же процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) носит рекомендательный характер, применяется только в отношении проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Правительством РФ.

«По вопросу уголовного преследования предпринимателей ряд благотворных норм уже принят, но правоприменительная практика отстает от реформированного законодательства, — комментирует сложившуюся ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Мы выступаем, в частности, за дальнейшее повышение роли органов прокуратуры по надзору за оперативно-разыскной деятельностью, дознанием и следствием, за формирование института следственных судей».

Следственные судьи существуют в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран. Они отвечают за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещая функции судьи и следователя.

Лучшим же инструментом борьбы с коррупцией, по мнению Б. Титова, является создание понятных и прозрачных правил: тогда не нужно будет выстраивать коррупционные цепочки, искать покровителей среди чиновников только для того, чтобы они дали спокойно работать.