Молодежь предпочитает «удаленку»

| статьи | печать

Почти половина (48%) россиян, опрошенных экспертами РАНХиГС в Facebook, во время пандемии были переведены на удаленный режим работы. После завершения активной фазы противоэпидемических мер около 35% работников продолжили работать дистанционно (15% — полностью удаленно, 20% — частично). На отношение работодателей и сотрудников к удаленному формату работы существенное влияние оказывает возраст респондентов. В целом молодежь гораздо более позитивно относится к дистанционному режиму, чем люди старшего возраста.

Только 19% работников в возрасте 18—34 лет оценили опыт перехода на дистанционную занятость «негативно» или «скорее негативно». Значительно выше этот показатель среди работников старшего возраста: 31% в группе 35—54 лет, 40% — среди сотрудников 55 лет и выше.

Отношение к переходу на удаленный режим работы также различается в зависимости от отраслей. Наиболее позитивное восприятие дистанционного формата труда наблюдается среди работников сферы информационных технологий и связи, где варианты ответов «позитивно» или «скорее позитивно» выбрали 51% респондентов, «нейтрально» — 32%.

Работающие в области финансов и страхования были более сдержанны в своих оценках, в то же время занятые в образовании и науке в целом значительно чаще оценивали такой переход как «скорее негативный» или «негативный».

Опрос показал отсутствие значимых различий в предпочитаемом режиме работы между мужчинами и женщинами. Люди с высшим образованием в большей степени предпочитают частичную работу из дома по сравнению с гражданами, имеющими среднее профессиональное или среднее общее образование.

Удаленная работа более привлекательна для жителей городов, особенно крупных. В среднем каждый пятый респондент из Москвы и Санкт-Петербурга отметил в качестве наиболее предпочтительного режима работы постоянную занятость из дома, тогда как среди жителей других городов и сельской местности к этому режиму склонялись только 11—13% респондентов.

Представления о будущем, постковидном, режиме работы в компаниях, в которых работают респонденты, существенно различаются, в первую очередь в зависимости от сегмента экономики. Работники в секторе ИТ, телекоммуникаций, связи, а также в сфере финансовой и страховой деятельности в большей степени верят, что после пандемии большинство сотрудников будут переведены на частичный или полностью удаленный формат занятости. В отраслях, где работу практически невозможно выполнять дистанционно, число респондентов, предполагающих значительные изменения в режиме труда, невелико.

Вместе с тем довольно низка доля сотрудников, предполагающих дистанционный режим работы, среди опрошенных чиновников в сфере государственного и муниципального управления. Хотя опыт развитых стран показывает, что эти профессии также поддаются массовому переводу на удаленный формат труда.

«Таким образом, на российском рынке труда появились сферы, где отношение к удаленному режиму работы сменилось с негативного на нейтральное или даже на позитивное. Он уже воспринимается как норма, — отмечает аналитик Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. — В середине 2021 г. сохраняется практика комбинированного режима работы, когда часть недели работники заняты дома. В первую очередь это касается сферы информационных технологий и связи, отчасти также финансовой и страховой деятельности. Более негативное отношение к опыту перехода на удаленный формат работы наблюдался в области образования и науки, а также в сфере культуры, спорта и организации досуга. Можно предположить, что в них такой формат массово не приживется после окончания пандемии и полного снятия различных ограничений».