Как налоговики будут выдавать электронную подпись

| статьи | печать

Приказом ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@ утвержден Порядок реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей (далее — Порядок). Документ вступит в силу с 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027 г.

Мы уже рассказывали, что ФНС России будет бесплатно выдавать квалифицированную электронную подпись юридическим лицам (лицам, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальным предпринимателям и нотариусам. По закону такая обязанность появится у налоговиков только с 1 января 2022 г. Но ФНС России приняла решение начать выдавать электронную подпись уже с июля этого года (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 17—18, 2021). Утвержденный Порядок устанавливает алгоритм действий налоговиков по выдаче квалифицированной электронной подписи.

Как получить квалифицированную электронную подпись

Чтобы подписывать документы квалифицированной электронной подписью (далее — ЭП) необходимо иметь:

  • ключ ЭП, представляющий собой уникальную последовательность символов для создания ЭП;

  • ключ проверки ЭП, с помощью которого производится проверка подлинности электронной подписи;

  • квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее — сертификат).

Для получения ключей и сертификата нужно обратиться с заявлением о выдаче сертификата в аккредитованный удостоверяющий центр, функции которого будут выполнять сама ФНС России, территориальные налоговые органы и доверенные лица (п. 2 Порядка). К последним относятся лица, которых ФНС России наделила полномочиями на прием заявлений о выдаче сертификата и его вручение от имени удостоверяющего центра ФНС России (подп. «а» п. 9 Порядка). Вместе с заявлением нужно представить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. На него после проверки носителя и идентификации лица, подавшего заявление, налоговики запишут ключ ЭП и ключ проверки ЭП (п. 22 Порядка).

Указанные в заявлении данные налоговики проверяют с помощью Единой системы идентификации и аутентификации, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 (далее — ЕСИА). Если все данные подтверждены, в течение 15 минут с момента подачи заявления налоговики создают сертификат. В случае несвоевременного получения необходимых сведений, находящихся в распоряжении государственных органов, срок создания сертификата может быть увеличен до пяти календарных дней (п. 27 Порядка).

О прохождении проверок заявителю направляется уведомление. На выдачу сертификата отводится пять календарных дней после даты получения уведомления. Если в этот срок заявитель не явится за сертификатом, заявление на выдачу сертификата аннулируется (п. 26 Порядка).

Сведения о выданном сертификате налоговики направляют в ЕСИА. При этом они могут бесплатно зарегистрировать в ЕСИА и владельца сертификата по его желанию (п. 52 Порядка).

Прекращение действия и аннулирование сертификата

Действие сертификата прекращается:

  • в связи с истечением срока его действия;

  • при поступлении заявления владельца о прекращении сертификата или заявления на выдачу нового сертификата;

  • при прекращении деятельности удостоверяющего центра ФНС России без передачи его функций другим лицам;

  • в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между удостоверяющим центром ФНС России и владельцем сертификата (п. 37 Порядка).

Основанием для прекращения действия сертификата по инициативе удостоверяющего центра является информация из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о прекращении полномочий владельца сертификата или о прекращении деятельности заявителя (п. 39 Порядка).

Аннулирование сертификата происходит, когда:

  • не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом ЭП, соответствующим ключу проверки ЭП, указанному в таком сертификате;

  • установлено, что содержащийся в сертификате ключ проверки ЭП уже содержится в ином ранее созданном сертификате;

  • вступило в силу решение суда, которым установлено, что сертификат содержит недостоверную информацию (п. 37 Порядка).

О прекращении действия сертификата или о его аннулировании владельцу направляется информационное сообщение через личный кабинет налогоплательщика, и соответствующая информация вносится в реестр сертификатов (п. 37, 40 Порядка).

Перечень прекративших свое действие и аннулированных сертификатов размещается на официальном сайте ФНС России и актуализируется не реже двух раз в день (п. 54 Порядка).

Смена ключа ЭП

Смена ключа ЭП может быть плановой и внеплановой.

Плановая смена ключа ЭП производится не позднее 10 рабочих дней до даты истечения срока его действия (п. 13 Порядка). Для этого владелец сертификата должен подать заявление и представить носитель ключевой информации (п. 16 Порядка).

Внеплановая смена ключа ЭП происходит не позднее 10 рабочих дней со дня установления факта нарушения его конфиденциальности или угрозы нарушения его конфиденциальности (п. 14 Порядка).

К угрозам нарушения конфиденциальности относятся:

  • воздействие на программные средства удостоверяющего центра вредоносного программного обеспечения;

  • нарушение правил хранения и эксплуатации ключа ЭП удостоверяющим центром;

  • несанкционированный доступ в помещения, в которых располагаются средства удостоверяющего центра.

Владелец сертификата информируется об окончании срока плановой смены ключа ЭП или о внеплановой смене ключа ЭП путем размещения соответствующей информации на официальном сайте ФНС России (п. 13, 14 Порядка).

Подтверждение действительности ЭП

В функции удостоверяющего центра ФНС России входит подтверждение действительности ЭП (подп. «и» п. 7 Порядка).

Для проверки действительности ЭП, которой подписан электронный документ, нужно подать в территориальный налоговый орган по месту своего нахождения заявление на бумажном носителе и представить вместе с ним на съемном носителе информации электронный документ с ЭП, действительность которой необходимо проверить (п. 31 Порядка). Подтверждение происходит в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления, а его результаты направляются заявителю в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления (п. 34, 36 Порядка).