Регионы с трудом проходят вторую волну пандемии

| статьи | печать
Регионы с трудом проходят вторую волну пандемии

Деловая активность в российских регионах в конце прошлого года вновь стала снижаться на фоне второй атаки коронавируса. Сводный индекс региональной экономической активности в ноябре опустился до уровня 28%, что выше майских значений (21%), но далеко от границы благоприятной конъюнктуры (50%). Больше всего от второй волны пострадали сфера услуг, добывающие компании, ориентированные на экспорт, и торговля. Большинство регионов закончили ушедший год с дефицитом бюджетов, которым явно не хватает налоговых поступлений, утекающих в федеральный центр.

Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который рассчитывает Центр развития (ЦР) ВШЭ, в ноябре прошлого года снизился до 28% против 35,4% в октябре. «Это все еще заметно лучше, чем в кризисных апреле и мае, но уже приближается к уровню июня и вполне определенно указывает на ухудшение конъюнктуры по сравнению с прошлым годом, — отмечает эксперт ЦР Сергей Смирнов. — Улучшения конъюнктуры (значение индекса больше 50%) не наблюдалось ни в одном из пяти важнейших секторов экономики и ни в одном из восьми федеральных округов».

Наиболее проблемным сектором в ноябре 2020 г., как и во все месяцы с начала пандемии, оказались платные услуги, где индекс РЭА составил всего 1,2% (в сентябре он равнялся 11%, в октябре — 2,4%). Ухудшение здесь явно связано со второй волной пандемии, хотя масштабный локдаун в этот раз не вводился.

Значительное снижение экономической активности (по сравнению с ушедшим годом) в ноябре 2020 г. наблюдалось в оптовой (РЭА = 23,2%) и розничной торговле (26,8%). Несколько более умеренным оно было в строительстве (41,5%) и промышленности (47,6%).

Лишь в одном федеральном округе значение РЭА в ноябре 2020 г. превысило 40% (СКФО, РЭА = 46%). В остальных округах падение еще более заметное, что указывает на почти повсеместное — в территориальном плане — снижение экономической активности по сравнению с прошлым годом. Хуже всего дела обстоят в Сибирском (РЭА = 20%), Приволжском (21%), Дальневосточном (24%) и Северо-Западном (26%) ФО.

На уровне отдельных субъектов Федерации (областей, краев и республик) ноябрьский индекс РЭА превысил 50%, указывая на рост экономической активности, лишь в десяти регионах из 82, то есть в 12,2% случаев. При этом только два региона (Республика Адыгея и Северная Осетия — Алания) можно отнести к группе субъектов Федерации с явным преобладанием роста (в данном случае — даже не во всех пяти ключевых секторах, а только в четырех).

Ухудшение конъюнктуры во всех пяти секторах экономики (РЭА = 0) наблюдалось в ноябре в 17 регионах (после девяти в октябре), а число регионов, в которых экономическая активность снизилась в четырех из пяти секторов (РЭА = 20), составило 27 (после 28 в октябре). Таким образом, в 54% всех субъектов Федерации ситуация остается весьма напряженной.

«В целом можно констатировать, что в ноябре 2020 г. наблюдался почти повсеместный спад экономической активности — даже несколько более глубокий, чем он был за месяц до этого, — делает вывод аналитик ЦР Степан Смирнов. — Развертывание второй волны пандемии очевидным образом притормозило начавшееся летом — в начале осени оживление конъюнктуры».

С выводами ЦР согласна профессор кафедры экономической географии МГУ им. М.В. Ломоносова, д.г.н. Наталья Зубаревич. Вторая волна пандемии еще далека от завершения, но уже понятно, что ковидный кризис был тяжелым и ударил по многим секторам экономики, доходам бюджетов и населения. Причем каждый из этих ударов имеет свою региональную проекцию.

«Наиболее сильный удар получил сектор рыночных услуг, концентрирующийся в крупных городах, — комментирует ситуацию г-жа Зубаревич. — При том что он еще не восстановился после предыдущего кризиса. При этом объем розничной торговли в реальном выражении в 2019 г. был на 8% меньше, чем в 2014 г. В первую волну эпидемии (II квартал 2020 г.) главным фактором был карантин, и объем розничной торговли упал на 16%. Восстановление было неполным (–2—3% в октябре и ноябре к тем же месяцам 2019 г.) из-за снижения платежеспособного спроса населения. И в целом за январь — ноябрь объем розничной торговли сократился на 4%. По данным Росстата, в январе — октябре 2020 г. он восстановился до уровня 2019 г. только в дюжине регионов».

Спад промышленного производства в конце прошлого года, по оценке Н. Зубаревич, имели 53 региона. Среди промышленно развитых субъектов Федерации более значительной «просадка» была в регионах с высокой долей ТЭК (Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, республики Коми и Якутия, Красноярский край, Томская область — на 7—11%) и автопрома (Калининградская, Нижегородская, Ульяновская области — на 7—9%). Сокращение производства сопровождалось еще более сильным снижением прибыли крупных компаний, что привело к уменьшению доходов бюджетов тех регионов, где локализован крупный экспортный бизнес.

Оценки профессора Н. Зубаревич подтверждают предварительные данные Минфина за прошлый год. Бюджеты регионов в 2020 г. исполнены с дефицитом в 707 млрд руб., из них 570 млрд приходится на 17 сырьевых регионов, а также на Москву и Санкт-Петербург, где развита сфера услуг. Более 40% регионального дефицита профинансировано за счет свободных остатков на счетах субъектов Федерации, а 31% — за счет предоставленных бюджетных кредитов.

В период распространения коронавируса регионам пришлось активно наращивать расходы, чтобы оперативно реагировать на ситуацию в экономике. Так, в 2020 г. они увеличились на 15%, в частности, на оплату труда прирост затрат составил 15%, на капиталовложения — 10%.

Вместе с тем снижение налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты регионов, которое началось во II квартале 2020 г., по сведениям финансового ведомства, достигало 9%. Впоследствии показатели стали восстанавливаться, и по итогам года снижение составило 2%. При этом у 45 регионов наблюдается положительная динамика налоговых и неналоговых доходов. Наибольшее сокращение отмечено в сырьевых регионах.

Для поддержки регионов в прошлом году федеральный центр увеличил межбюджетные трансферты на 1,3 трлн руб. (до 3,7 трлн руб.). Размеры дополнительных средств, выделяемых для помощи субъектам Федерации во время кризиса, могли быть существенно меньше, если бы больше налогов государство оставляло в распоряжении региональных и муниципальных органов власти. При нынешней системе налогообложения деньги сначала изымаются из регионов в федеральную казну, а потом перечисляются обратно.