1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 32

«Богатые тоже плачут»: бюджетные доходы снизились в высокообеспеченных регионах

«Богатые тоже плачут»: бюджетные доходы снизились в высокообеспеченных регионах

Несмотря на тяжелый кризис, доходы региональных бюджетов в 2020 г. благодаря поддержке федерального центра выросли на 9,8%, что, по оценке РАНХиГС, близко к средним показателям за последние пять лет. На этом фоне произошло сокращение доходов высокообеспеченных регионов (Ненецкого АО, Ямало-Ненецкого АО, Тюменской и Сахалинской областей). Минфин обещает регионам в 2021 г. субсидии и иные межбюджетные трансферты на сумму 1,4 трлн руб., что даст возможность обеспечить устойчивость финансов субъектов Федерации.

Объем доходов консолидированных бюджетов российских регионов в прошлом году достиг 14,9 трлн руб. (104,7% к предыдущему году), что, по мнению аналитиков Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), лишь немногим уступает среднему показателю за последние пять лет (105,7%).

«В кризисные периоды обычно наблюдается иная динамика, — подчеркивает эксперт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Александр Дерюгин. — Например, в 2009 г. реальный объем доходов консолидированных бюджетов субъектов (с учетом корректировки на ИПЦ) сократился на 12,1%, а в 2014 и 2015 гг. — на 2 и 7,4% соответственно».

Тем не менее пандемический кризис отразился на основных параметрах региональных и местных бюджетов. В частности, собственные налоговые и неналоговые доходы региональных и местных бюджетов сократились на 1,8% в номинальном выражении и на 6,4% — в реальном.

В этих сложных условиях общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен за счет трансфертов из федерального бюджета, прирост которых составил 54% (3,8 трлн руб.). Высокие темпы прироста демонстрировали все виды межбюджетных трансфертов: дотации (41,3%), субсидии (81,6%), субвенции (52,9%) и иные межбюджетные трансферты (48,5%).

Особо можно выделить пакет нецелевой финансовой помощи в размере 300 млрд руб., который превысил сокращение налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (194,4 млрд руб.).

Кризис 2020 г. привел к определенному сокращению дифференциации уровня бюджетной обеспеченности регионов. Впервые за последние четыре года темпы роста налоговых и неналоговых доходов наименее обеспеченных регионов (31 субъект с уровнем бюджетной обеспеченности менее 0,6 в 2019 г.) превысили соответствующие показатели более обеспеченных.

В свою очередь, преимущественное предоставление дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета менее обеспеченным регионам привело к еще большему сокращению дифференциации регионов.

Интересная деталь: сокращение доходов консолидированных бюджетов в 2020 г. было зафиксировано только у пяти субъектов РФ, четыре из которых (Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Сахалинская область) относятся к числу высокообеспеченных. Сокращение же доходов Чукотского автономного округа (–4,1%) на фоне их бурного роста в 2019 г. на 56,2% выглядит несущественной коррекцией.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ за прошлый год выросли на 14,8%, превысив не только инфляцию, но и темпы роста доходов, и составили 15,6 трлн руб., что свидетельствует о проведении регионами активной антикризисной бюджетной политики. Во 2-м полугодии темпы прироста расходов существенно замедлились по сравнению с 1-м полугодием (12% против 18,9%), что объясняется завершением реализации ряда антикризисных мероприятий.

В расходной структуре можно отметить уменьшение доли затрат по всем разделам за исключением здравоохранения (прирост с 8,6% в 2019 г. до 12,9% в 2020 г.) и социальной политики (с 19,8% до 21,3%), что связано с реализацией антикризисных мер.

Особенно стоит отметить рост расходов по статье «Охрана семьи и детства» с 0,87% в 2011 г. до 4,8% в прошлом году, а также достижение в 2020 г. минимальных (за период с 2011 г.) значений доли расходов на общегосударственные вопросы (6% при среднем за период показателе 6,2%), сельское хозяйство и рыболовство (1,7% при среднем 2,7%), ЖКХ (8,5% при среднем 10%) и общее образование (11,5% при среднем 13,4%).

В целом рост расходов наблюдался в 83 регионах, и только у Сахалинской области и Чукотского автономного округа они сократились (–1,7 и –11,4% соответственно). В обоих случаях это можно объяснить коррекцией после резкого роста расходов в 2019 г. — на 23,4 и 57,1% по указанным субъектам соответственно.

Опережающий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ привел к большому уровню бюджетного дефицита в размере 0,68 трлн руб., что стало третьим по величине значением с 2000 г., уступая лишь показателям 2009 и 2013 гг. При этом государственный долг регионов также достиг высокой планки в 2,5 трлн руб.

Тем не менее эксперты считают, что большой угрозы стабильности региональных финансов сейчас нет. «Нам представляется, что рост дефицита региональных бюджетов и их государственного долга не ставит под угрозу устойчивость региональных бюджетов», — считает А. Дерюгин.

Во-первых, динамика параметров сбалансированности консолидированных бюджетов регионов существенно изменилась уже во 2-м полугодии 2020 г., когда рост расходов и собственных налоговых и неналоговых доходов составил 12 и 3,2% соответственно после 19% и –7,2% в 1-м полугодии. При этом в IV квартале 2020 г. эта разница была еще меньше: 10,2 и 6,9%, что дает надежду на продолжение данной тенденции.

Во-вторых, несмотря на высокий уровень государственного долга регионов к концу 2020 г., их долговая нагрузка (27,3%) еще крайне далека от пиковых значений (36,5% на конец 2015 г.).

В-третьих, усилия федерального центра в части финансовой поддержки субъектов РФ хотя и не предотвратили рост регионального долга, тем не менее смогли ограничить его скачок. Если в периоды 2008—2010 гг. и 2013—2014 гг. ежегодный прирост государственного долга составлял 20,3—48,2%, то в 2020 г. он был скромнее — 18,1%.

Кроме того, в прошлые кризисы, по расчетам ученого, высокие темпы роста долга и долговой нагрузки демонстрировали наименее обеспеченные регионы, что впоследствии требовало от федерального центра дополнительных мер по снижению их долговой нагрузки. А в 2020 г., напротив, финансовая помощь со стороны правительства позволила им сохранить долговую нагрузку практически на неизменном уровне.

Министерство финансов указывает на улучшение структуры государственного долга регионов. «Более половины прироста долга регионов (56%) пришлось на практически бесплатные бюджетные кредиты из федерального бюджета, — отмечает замминистра Леонид Горнин. — Задолженность перед кредитными организациями за год даже несколько сократилась (на 5,6 млрд руб.), а рост рыночной задолженности пришелся на размещаемые регионами облигации, показывающие доверие кредиторов к региональной власти и позволяющие привлекать финансовые ресурсы на больший срок при меньших расходах на обслуживание долга».