Экономическое настроение шагнуло вверх за счет потребительского сектора экономики

| статьи | печать

Индекс экономических настроений, который рассчитывает ВШЭ на основе опросов предпринимателей в ключевых секторах экономики и обычных покупателей, в III квартале прибавил в «весе» сразу 18,3 п. Подняться до уровня 90,3 п. композитному индикатору позволили, прежде всего, индексы предпринимательской уверенности в торговле и сфере услуг, а также потребительской уверенности. Успехи промышленности были более скромными, строительство почти стагнировало. Позитивную восстановительную динамику показали все компоненты ИЭН, однако ни одна из них не достигла докризисного уровня.

В III квартале нынешнего года композитный Индекс экономического настроения (ИЭН), обобщающий результаты конъюнктурного мониторинга базовых отраслей экономики и опросов потребителей, увеличился на 18,3 п. (до значения 90,3 п.), отыграв более половины потерь II квартала.

Шок предпринимательской и потребительской уверенности в апреле — июне был мощным, но кратковременным, и после отмены большинства карантинных ограничений в III квартале произошел разворот негативной тенденции в деловой активности. Вместе с тем индикатор совокупных экономических настроений пока далек от своего среднего долговременного уровня (100) и свидетельствует о не самом благоприятном деловом климате. Причем значение ИЭН в июле — сентябре лишь незначительно превышает параметры кризисных периодов 2015—2016 гг.

Розница вышла в позитивную зону

Значение Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в розничной торговле выросло относительно предыдущего квартала на 8 п.п., в результате чего розница стала единственным сегментом экономики, где индикатор вернулся в зону положительных значений, составив +1 (напомним, что Росстат, к сожалению, не проводит предпринимательские опросы в сельском хозяйстве, иначе в зону благоприятного делового климата явно вышел бы и аграрный сектор).

Судя по траектории индикатора, деловая активность в торговой отрасли восстановилась в целом после коронавирусной атаки и сопровождавших ее ограничений и локдаунов (во II квартале ИПУ в розничной торговле показал худший результат после кризиса 1998 г.).

Среди ключевых ограничителей деятельности розничных фирм возросло давление факторов «недостаточный платежеспособный спрос» и «недостаток собственных финансовых средств организаций». Напротив, снизилось негативное воздействие фактора «высокий уровень налогов».

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг отыграл в III квартале 2020 г. большую часть «коронакризисных» потерь. Его значение выросло сразу на 31 п.п. после обрушения на 38 п.п. в предыдущем квартале, отразив заметное восстановление деловых настроений. Вместе с тем даже после такого отскока сложившееся значение ИПУ (–9%) осталось ниже не только среднего уровня индикатора, но и его параметров в периоды рецессии 2015—2016 гг.

В рейтинге факторов, лимитирующих деятельность организаций сферы услуг, на первую позицию вышла «неопределенность экономической ситуации». Более половины предпринимателей считали ключевой проблемой дефицит спроса на оказываемые услуги и 48% — недостаток финансовых средств.

Уровень Индекса потребительской уверенности в июле — сентябре вырос на 8 п.п. (до –22%), что свидетельствует о частичном восстановлении совокупных потребительских настроений населения после их вертикального обвала в предыдущем квартале. Тем не менее сложившееся значение ИПУ осталось значительно ниже своего среднего уровня за 22 года проведения подобных обследований и примерно соответствовало параметрам индикатора в начальных периодах роста последних кризисов (например, в III квартале 2009 г., II квартале 2015 г.).

Позитивную динамику примерно одинаковой интенсивности показали четыре из пяти компонентов ИПУ. Частные индексы произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и в личном материальном положении респондентов, несмотря на разный уровень, практически синхронно выросли на 5—9 п.п. относительно предыдущего квартала. Пятый компонент ИПУ, частный индекс благоприятности условий для крупных покупок, показал более существенный рост (на 13 п.п.), который, однако, был обусловлен в большей степени не улучшением финансового состояния или потребительской уверенности населения, а появившейся возможностью реализации отложенного спроса, накопившегося в период карантинных закрытий компаний непродовольственной торговли и сферы услуг.

Восстановление потребительской уверенности было характерно для всех возрастных страт населения. Наиболее существенно улучшились после заметного провала во II квартале настроения людей в самой экономически и социально активной группе населения от 30 до 49 лет (рост ИПУ на 10 п.п.). В апреле — июне люди среднего возраста наиболее пессимистично оценивали изменения своего финансового положения и экономической ситуации в стране, подтвердив тем самым, что именно по ним пришелся основной удар коронакризиса. В группе молодежи до 30 лет ИПУ вырос относительно предыдущего квартала на 7 п.п., от 50 лет и старше — на 6 п.п.

Промышленность показывает скромный рост

Индексы предпринимательской уверенности (ИПУ) в добывающих и обрабатывающих производствах выросли по сравнению с предыдущим кварталом на 2 п.п. каждый (до значений –5 и –6% соответственно).

Высоким оставалось давление экономической и пандемической неопределенности на промышленное производство. Начиная с мая текущего года фактор «неопределенность экономической ситуации» неизменно лидирует в рейтинге ограничителей развития промышленного сектора. В сентябре 2020 г. его отметили более половины руководителей обрабатывающих производств и 43% топ-менеджеров добывающих предприятий (это примерно на 10 п.п. больше, чем годом ранее). На втором месте рейтингов в обеих отраслях расположился фактор «недостаточный спрос на продукцию предприятия», а на третьем — «высокий уровень налогообложения».

В строительстве Индекс предпринимательской уверенности в III квартале 2020 г. составил –23%, компенсировав рекордное падение предшествующего квартала только на 1 п.п.

Обобщенные результаты конъюнктурного обследования показывают сохранение неблагоприятного делового климата в отрасли и крайне низкую восстановительную активность. Ожидаемого повышения результатов до прежнего, докризисного, уровня не произошло. Строительный сегмент не смог выйти за рамки кризисного сценария развития.

Среди факторов, лимитирующих экономическую деятельность строительных организаций в июле — сентябре текущего года, более трети респондентов отметили высокий уровень налогообложения, 28% — высокую стоимость материалов, конструкций и изделий, 25% — недостаток заказов и 23% — неплатежеспособность заказчиков.