Организация не должна хранить копии трудовых книжек уволенных работников

| статьи | печать

Территориальное отделение ФСС России не вправе оштрафовать компанию, если она не предоставила копии трудовых книжек работников, которые получили пособия по временной нетрудоспособности, но на момент проведения проверки уже уволились. К такому выводу пришел АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.08.2020 по делу № А19-19305/2019.

Суть дела

В ходе проверки правомерности произведенных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности ревизоры из ФСС России запросили у компании копии трудовых книжек работников. В отношении уволенных работников организация не смогла выполнить требования контролеров. За это она была привлечена к ответственности в виде штрафа.

Напомним, что размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. Если страховой стаж составляет восемь и более лет, выплачивается 100% среднего заработка. При страховом стаже от пяти до восьми лет — 80% среднего заработка, а при страховом стаже до пяти лет — 60% среднего заработка (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Очевидно, контролерам нужны были трудовые книжки, чтобы проверить страховой стаж работников. Ведь в него включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору (подп. «а» п. 2 действовавших в проверяемом периоде Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Компания не согласилась с решением фонда и обратилась в суд.

Решение арбитров

Суды трех инстанций встали на сторону организации по следующим основаниям.

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ). Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее — Правила).

Пунктами 40 и 41 Правил предусмотрено, что с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, работодатели должны ввести:

  • приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Таким образом, приведенными нормами законодательства о труде не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников. Нет таких требований и в законодательстве об обязательном социальном страховании.

Следует отметить, что на практике проверяющие из ФСС России за отсутствие копий трудовых книжек не только штрафуют организации, но и не принимают к зачету соответствующие суммы пособий. Однако суды не поддерживают такой подход (Определения Верховного суда от 08.11.2017 № 302-КГ17-16190, от 01.08.2016 № 307-КГ16-8836, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2018 № Ф02-5958/2018, АС Западно-Сибирского округа от 08.12.2016 № Ф04-5760/2016).