Расширение исключительной подсудности российских арбитражных судов в связи с санкциями: протекционизм или дальнейшая борьба

| статьи | печать

Принятый в июне этого года закон об изменениях в АПК РФ направлен на перетягивание в российские суды некоторых споров с иностранным элементом, а именно тех, которые связаны с введением санкций. Также новый закон ввел возможность для применения судебного запрета на инициирование судебного разбирательства за рубежом. Об особенностях этих нововведений рассказал Алексей Панич, управляющий партнер адвокатского бюро «Herbert Smith Freehills».

Появление Федерального закона от 08.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза» (далее — Закон № 171-ФЗ) нельзя назвать случайным. Нетрудно заметить, что последние несколько лет велась корректировка законодательства, касающаяся локализации российских споров (борьба за юрисдикцию) и защиты российских лиц от недружественных действий иностранных государств (протекционизм). Закон № 171-ФЗ попадает сразу в две названные категории.

Споры, на которые распространяется регулирование данного закона:

  • любые споры с участием лиц, в отношении которых применяются ограничительные меры;

  • споры одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры.

Лица, которые могут воспользоваться новым регулированием (подсанкционные лица):

  • граждане РФ и российские юридические лица, в отношении которых применены ограничительные меры;

  • иностранные юридические лица, в отношении которых введены ограничительные меры в связи с введением ограничительных мер в отношении граждан России и российских юридических лиц.

Следует отметить, что характер санкций, которые должны быть введены, чтобы этот закон действовал, АПК РФ не разъясняет. Значит, под такими санкциями можно понимать как личные, так и не имеющие персонифицированного характера.

Соглашения о порядке разрешения споров в иностранных судах или арбитражах за пределами территории РФ, заключенные подсанкционными лицами, являются действительными и подлежат исполнению. Российский суд приобретает исключительную компетенцию вопреки заключенному соглашению о разрешении споров за пределами России, если соглашение о разрешении споров является неисполнимым в связи с применением ограничительных мер, создающих препятствия в доступе к правосудию. По мнению спикера, можно ожидать, что суды будут широко истолковывать понятие «препятствие в доступе к правосудию».

По Закону № 171-ФЗ появилась возможность подать заявление в российский суд о запрете инициировать или продолжать разбирательство за рубежом. Арбитражный суд может установить штраф за неисполнение запрета в размере не более 100% от размера иска, предъявленного в иностранном процессе.

Существует риск того, что «штрафной» судебный акт могут не признать за рубежом и продолжить иностранное разбирательство. При этом остается открытым вопрос, что произойдет в ситуации, когда иностранное лицо продолжило судиться, несмотря на запрет, и проиграло этот спор за рубежом. Можно предположить, что ему так же грозит стопроцентный штраф.

Главным минусом процедуры выдачи запрета на продолжение процесса и наложения штрафа является длительность судебного разбирательства.

К каким последствиям может привести применение Закона № 171-ФЗ?

  • Инициирование параллельных судебных разбирательств. Подсанкционное лицо вправе обратиться в российский арбитражный суд за разрешением спора при условии отсутствия идентичного спора в иностранной юрисдикции. В то же время нет никаких препятствий для инициирования спора в иностранной юрисдикции на основании согласованной оговорки о разрешении споров.

  • Встречные запреты возбуждения производства. Подсанкционное лицо вправе обратиться в российский суд с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранной юрисдикции. Однако с большой вероятностью запрет российского суда будет проигнорирован. При этом иностранный суд также может вынести аналогичный запрет (если он предусмотрен применимой системой права).

  • Усложнение процедуры признания и приведения в исполнение вынесенных решений. В случае принятия подсанкционным лицом мер, предложенных Законом № 171-ФЗ, решение иностранного суда или иностранного арбитража не будет признано на территории России. Решение российского арбитражного суда по спору в нарушение соглашения сторон о порядке разрешения споров или определения о запрете инициирования производства может быть не признано за пределами России.

Какие методы помогут сторонам заблокировать применение Закона № 171-ФЗ?

  • Выбор арбитражного института на территории России.

  • Выбор арбитража в странах, не подверженных (подверженных в меньшей степени) влиянию санкций (HKIAC, SIAC).

  • Согласование в договоре перечня обстоятельств, которые могут считаться «препятствием в доступе к правосудию».

  • Возложение на стороны обязательств принять меры для устранения «препятствия в доступе к правосудию» при их возникновении.

  • Согласование условия о возмещении потерь (indemnity) в случае обращения к нормам Закона № 171-ФЗ.

  • Использование «каскадных оговорок».