Компании вправе инициировать введение в регионе экспериментального режима в сфере инноваций

| статьи | печать

Субъекты РФ смогут вводить на определенный период экспериментальный правовой режим, который позволит устанавливать иное регулирование для компаний и предпринимателей из сфер, связанных с внедрением цифровых инноваций.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон № 258-ФЗ). Он вступит в силу с 28.01.2021. В нем предусмотрено, что на определенной территории и на определенный период времени может быть установлен экспериментальный правовой режим, когда будет разрешено не соблюдать какие-то нормы или будут предоставлены какие-то послабления. Такой экспериментальный режим могут установить только в определенных сферах, связанных с развитием инноваций. В частности, это возможно при внедрении инноваций в медицинской деятельности, продаже товаров, в том числе онлайн, других сферах, установленных Правительством РФ. При этом установление экспериментальных правовых режимов не может являться основанием для предоставления их участникам налоговых льгот.

Условия введения экспериментального режима

Установление экспериментального правового режима допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общее регулирование, касающееся отношений в сфере цифровых инноваций по направлениям, предусмотренным законом, содержит требования, предписания, запреты, ограничения, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или существенно затруднено;

  • если существует технологическая возможность применения цифровых инноваций либо для их использования требуется техническая, технологическая, организационная или иная подготовка;

  • если установление экспериментального правового режима должно привести к достижению одной или нескольких целей Закона № 258-ФЗ;

  • если инициативное предложение содержит обоснованную оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне или безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям и меры, направленные на минимизацию таких рисков.

Срок действия экспериментального правового режима определяется программой, но не может превышать три года. Однако этот срок может быть продлен.

Кто может инициировать

Стать субъектом экспериментального правового режима можно путем внесения инициативного предложения в уполномоченный орган, а также путем присоединения к уже существующему экспериментальному режиму, подав заявку в регулирующий орган.

Инициировать введение экспериментального режима могут физические и юридические лица. Но они должны соответствовать определенным требованиям. В частности:

  • у них не должно быть налоговой задолженности (кроме сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы и по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов инициатора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Инициатор считается соответствующим установленному требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки и решение по такому заявлению на дату рассмотрения инициативного предложения не принято;

  • у инициатора — индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, либо члена коллегиального исполнительного органа или совета директоров юридического лица отсутствует судимость;

  • инициатор, зарегистрированный в качестве юридического лица, не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о банкротстве, инициатор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не находится в процессе прекращения деятельности или банкротства;

  • инициатор не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государства или территории, включенные в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности составляет 50% и более;

  • инициатор соответствует требованиям к субъекту экспериментального правового режима, которые он предлагает установить в программе экспериментального правового режима.

Порядок введения экспериментального режима

Инициативное предложение оценивается в течение 15 рабочих дней со дня его внесения. Если оно соответствует всем требованиям, то уполномоченный орган направит инициативное предложение в организацию предпринимательского сообщества, регулирующий орган, если он не являлся инициатором, и в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается установить экспериментальный правовой режим, при условии, что экспериментальный правовой режим вводится на территории отдельного субъекта РФ, для подготовки заключений в отношении возможности или невозможности установления указанного экспериментального правового режима.

Если уполномоченный орган, регулирующий орган, организация предпринимательского сообщества и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ дали заключения о возможности установления экспериментального правового режима или если их заключения содержат противоречащие друг другу выводы, в том числе вывод о невозможности экспериментального правового режима, уполномоченный орган внесет предложение в Правительство РФ.

Программа экспериментального правового режима должна содержать:

  1. срок действия, срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме (при необходимости);

  2. указание на территорию, в рамках которой установлен экспериментальный правовой режим, если иное не предусмотрено экспериментальным правовым режимом;

  3. положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, которые не подлежат применению, а также положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с программой экспериментального правового режима, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них;

  4. оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне или безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, меры, направленные на минимизацию таких рисков и обязательные для осуществления субъектами экспериментального правового режима;

  5. перечень субъектов экспериментального правового режима и требования, которым они должны соответствовать.