ВС РФ разъяснил вопросы применения Кодекса административного судопроизводства в кассационной инстанции

| статьи | печать

На сайте ВС РФ опубликованы разъяснения о применении КАС РФ в кассации. В них включены вопросы о том, в каких случаях можно восстановить срок на подачу кассационной жалобы, как кассация должна рассматривать дополнения к кассационной жалобе и может ли она проверять жалобу за пределами указанных в ней доводов.

Пленум ВС РФ утвердил постановление от 09.07.2020 № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 17). В нем предусмотрены разъяснения о том, кто вправе обращаться в кассационный суд при рассмотрении дел по правилам КАС РФ, в каких случаях срок на подачу кассационной жалобы является пропущенным и когда можно его восстановить, и т.д.

Пропуск срока на подачу кассационной жалобы

Срок подачи кассационной жалобы не считается пропущенным, если она подана в организацию почтовой связи либо через интернет до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи кассационной жалобы определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием документов. Это может быть справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, распечатка с официального сайта почтовой организации об отслеживании почтового отправления, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и т.п.

Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, если его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы исключается из шестимесячного срока на обжалование. Вместе с тем, если суд вернул кассационную жалобу без рассмотрения по основаниям, указанным в ст. 321 КАС РФ, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, не включается при подсчете шестимесячного срока (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

Восстановление срока на подачу кассационной жалобы

Срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по уважительной причине, в том числе в связи с отсутствием у подающего жалобу лица сведений об обжалуемом судебном акте, может быть восстановлен судом кассационной инстанции. Это возможно, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление было подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.

К таким обстоятельствам, в частности, могут относиться не только тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, но и другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд. Например, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

Дополнения к кассационной жалобе

В случае подачи дополнений к ранее поданной кассационной жалобе они приобщаются к данной жалобе. Исходя из дополнительных доводов относительно того, в чем заключаются допущенные судом нарушения, суд кассационной инстанции решает вопросы о направлении копий поданных дополнений лицам, участвующим в деле, об отложении рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании и о назначении новой даты и времени заседания. Если кассационная жалоба подана в установленный законом шестимесячный срок, а дополнения поступили после его истечения, но до рассмотрения жалобы в кассации, такие дополнения рассматриваются совместно с кассационной жалобой (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

В случае подачи кассационной жалобы, в которой не указано, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, состоят фактические основания (доводы) для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции вправе любым из предусмотренных КАС РФ способов направления судебных извещений уведомить лицо, подавшее жалобу, о праве представить в суд дополнения к кассационной жалобе.

Если по административному делу, не относящемуся к административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, и к делам, указанным в главах 28—31.1 КАС РФ, дополнения к кассационной жалобе не будут представлены, суд кассационной инстанции ограничится проверкой обжалованных судебных актов на предмет наличия безусловных оснований для их отмены, а также на предмет наличия оснований для прекращения производства по административному делу, оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Проверяя наличие безусловных оснований для отмены судебного акта суды кассационной инстанции должны путем исследования объяснений лиц, участвующих в деле, и иных доказательств устанавливать, действительно ли лицу не было известно о времени и месте проведенного судебного заседания либо действительно ли лицо, не владеющее языком, на котором ведется судопроизводство, было лишено права давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Решая вопрос о наличии на стадии кассационного производства оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, судам необходимо устанавливать, носят ли соответствующие обстоятельства неустранимый характер. Например, не намерен ли административный истец подписать поданное и не подписанное им административное исковое заявление (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

Проверка жалобы за пределом указанных в ней доводов

Суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28—31.1 КАС РФ, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке в кассации. Например, при обжаловании в суде кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.

В кассационном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд кассационной инстанции вышел за пределы доводов, содержащихся в кассационной жалобе (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ № 17).

Если лицо, подавшее кассационную жалобу, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение. При обжаловании в суде кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ № 17).