Налоговики могут запрашивать кассовые документы у плательщика ЕНВД

| статьи | печать

Если при проверке правильности применения ЕНВД инспекторы потребовали представить кассовые документы, то лучше с ними не спорить и выполнить их требования в положенный срок. Иначе штрафных санкций не избежать. И оспорить приговор налоговиков в суде вряд ли получится.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение Верховного суда РФ от 14.04.2020 № 304-ЭС20-4710

Истец

ООО «Экопродукт»

Ответчик

Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Кемеровской области, г. Новокузнецк

Суть дела

Организация осуществляла розничную торговлю и по этому виду деятельности применяла ЕНВД. В ходе выездной проверки, предметом которой являлся контроль всех налогов, налоговики запросили у компании кассовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера за три года.

В срок, установленный п. 3 ст. 93 НК РФ, компания не представила проверяющим истребуемые документы. За это она была привлечена к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Напомним, что срок представления документов составляет в общем случае 10 дней, а размер штрафа — 200 руб. за каждый непредставленный документ.

По подсчетам инспекции, компания должна была представить документы в количестве 2528 штук. В налоговом органе имелась информация о постановке на учет ККТ. Из журнала кассира-операциониста следовало, что компания осуществляла розничную торговлю шесть дней в неделю. Количество истребуемых кассовых документов инспекторы рассчитали исходя из количества рабочих дней за проверяемый период, определенного на основании фактических дней работы налогоплательщика, когда он обязан был документально оформлять операции и составлять отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера.

По мнению компании, налоговый орган не имел оснований для наложения штрафа, так как ревизоры истребовали документы, не относящиеся к предмету проверки. Ведь налоговики проверяли правильность исчисления и уплаты ЕНВД, а не применение контрольно-кассовой техники.

Организация обратилась в суд.

Решение арбитров

Организация проиграла дело в трех судебных инстанциях (постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.12.2019 по делу № А27-1951/2019). Арбитры заняли сторону налогового органа по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее — Закон № 54-ФЗ), организации обязаны обеспечивать в том числе:

  • ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ;

  • беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, и представлять им указанную документацию.

Порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указание № 3210-У). В этом документе сказано, что кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Арбитры указали, что первичные учетные документы, включая кассовые документы, необходимы для проведения выездной налоговой проверки. Так, в расходных кассовых ордерах содержатся сведения о фактах распоряжения организацией денежными средствами, в приходных кассовых ордерах, на основании которых налогоплательщику поступают денежные средства, имеются сведения об их экономической природе (в частности, от какого вида деятельности получены средства — за оптовую или розничную торговлю), а в кассовых отчетах приведены итоговые сведения учета о проведенных хозяйственных операциях.

В связи с тем, что плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, инспекторы обоснованно истребовали в рамках выездной проверки кассовые документы для подтверждения соблюдения организацией условий применения ЕНВД.

Компания попыталась доказать в суде, что истребование кассовых отчетов неправомерно, поскольку кассовый отчет является составной частью кассовой книги, а не отдельным документом. При этом кассовые книги были предъявлены налоговикам.

Но суд не согласился с позицией компании. Указанием № 3210-У и постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88, которым утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, при осуществлении организацией финансово-хозяйственной деятельности предусмотрено ежедневное оформление кассовых книг (с отчетами кассира). Кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе. Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются. Таким образом, отчет кассира также является кассовым документом.

Арбитры отметили, что кассовые документы должны составлять компании, которые получают или расходуют наличные деньги, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, а также обязанности по применению ККТ.

Также суды отклонили довод организации о том, что инспекция не вправе истребовать документы, не относящиеся к предмету проверки. Дело в том, что в ходе проведения проверки инспекцией была установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об участии организации в схеме уклонения от уплаты налога и получения налоговой экономии. В связи с этим истребование спорных документов, непосредственно касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в рассматриваемой ситуации было целесообразно.

Арбитры признали обоснованным использованный налоговиками «расчетный метод» ответственности. Суды согласились с тем, что налоговый орган для расчета штрафных санкций за каждый непредставленный документ правильно использовал количество дней фактической работы налогоплательщика, когда он обязан был документально оформлять операции и составлять отчеты кассира, а также приходные и расходные кассовые ордера. Факт внесения денежных средств в кассу организации в течение указанного налоговым органом периода и, соответственно, необходимость оформления истребованных документов подтверждены также инкассированием выручки и внесением ее на расчетный счет компании.

Верховный суд согласился с выводами нижестоящих судов.