МВФ: правительства должны оказывать экстренную помощь людям и компаниям и готовиться к инвестициям в будущее

| статьи | печать

Большинство государств в условиях вирусной пандемии использовали экстренные меры налогово-бюджетной политики для помощи людям и предприятиям. Когда самоизоляция закончится, активный экономический подъем будет зависеть, по оценке МВФ, от государственных инвестиций в здравоохранение, инфраструктуру и экологию. В России правительство должно до начала июня представить общенациональный план восстановления занятости и доходов граждан, долгосрочного развития экономики.

Реализация ограничительных мер, нацеленных против эпидемии, привела к резкому снижению экономической активности. Так, Индекс глобальной экономической активности J.P. Morgan Global Composite PMI в апреле опустился до уровня 26,5 балла (более подробно см. статью "Глобальная активность в большинстве стран снизилась, в Китае — вышла в позитивную зону").

В качестве ответных шагов многие страны временно увеличили пособия по безработице и в той или иной степени расширили системы социальной защиты. Хотя некоторые из этих временных экстренных мер со временем прекратят свое действие, придание постоянного характера хотя бы части этих положений и совершенствование систем налоговых льгот могут обеспечить автоматическую стабилизацию доходов людей в случае будущих эпидемий и кризисов.

Качественная система социальной защиты в нынешних сложнейших условиях, по оценке МВФ, должна обладать рядом характеристик.

Во-первых, обеспечивать широкий охват и достаточные пособия и льготы для уязвимых групп населения, причем иметь прогрессивный характер, то есть гарантировать более щедрую поддержку самых бедных слоев граждан.

Во-вторых, сохранять стимулы к труду и помогать пользователям системы в нахождении работы, получении услуг здравоохранения и прохождении образовательных и обучающих программ.

В-третьих, не допускать формирования разрозненной, сложной сети программ социальной защиты, которые оказываются более дорогостоящими и не обеспечивают людям справедливой поддержки.

Опираясь на эти критерии, правительства стран с развитой экономикой могут улучшить свои системы социальной защиты, расширяя охват существующих программ и улучшая влияние льгот и пособий на жизнь людей.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах органы управления могут устранять пробелы в охвате систем соцзащиты за счет расширения существующих программ и с помощью других инструментов распределения. Последние включают сети мобильной связи и предоставление товаров и услуг в натуральной форме — особенно в сфере здравоохранения, продовольствия и транспорта, — чтобы оказать помощь наиболее нуждающимся или людям, в настоящее время не охваченным действующими мерами.

Важная деталь: системы социальной защиты могут улучшить перераспределение, если на беднейшие 20% населения будет приходиться более значительная доля льгот и пособий, чем на самые богатые 20% граждан.

«Для поддержки компаний в восстановлении штатов работников после пандемии правительства могут запланировать временные снижения налогов на фонд оплаты труда, чтобы создать для фирм стимул к найму сотрудников, — отмечает директор департамента по бюджетным вопросам МВФ Виктор Гаспар. — Для того чтобы подтолкнуть людей к расходованию средств, можно применять временное снижение налога на добавленную стоимость или использовать потребительские ваучеры».

В более общем плане страны могут заранее принять законодательные меры, которые будут автоматически запускаться во время спада, например некоторые социальные пособия и налоговые льготы. Благодаря этому люди быстрее получат столь необходимую бюджетную поддержку. В то же время масштабы поддержки зависят от способности страны финансировать такие меры.

Инвестиции в будущее развитие

Одним из очевидных уроков сегодняшней острой ситуации является необходимость качественных государственных инвестиций в системы здравоохранения для защиты людей и минимизации рисков, связанных с будущими эпидемиями.

Другие приоритетные направления капвложений включают инфраструктуру, «зеленые технологии», в частности использование энергии ветра и солнца, и продвижение в сторону других Целей в области устойчивого развития, таких как образование и доступ к чистой воде и санитарии. Вероятно, потребности в дополнительных инвестициях в следующие двадцать лет в мире, по мнению экспертов МВФ, в целом превысят 20 трлн долл. в текущих ценах.

«Принимая во внимание продолжительность цикла подготовки таких инвестиционных проектов, как строительство дорог, мостов и создание чистых источников энергии, органам государственного управления необходимо уже сейчас начать пересмотр планов инвестиций», — подчеркивает экономист МВФ Рафаэль Лэм.

Ключевые решения о желательности и масштабах увеличения качественных государственных инвестиций будут зависеть от потребностей конкретных секторов и соответствующих экономических и социальных выгод, потенциала финансирования и эффективности госинвестиций. Последний фактор имеет принципиальное значение для всех стран, поскольку из средств, направляемых на государственную инфраструктуру во всем мире, треть теряется вследствие неэффективности и коррупции.

Тонкое балансирование грузом государственного долга

В странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах, таких как Бразилия и ЮАР, высокий уровень долга и увеличение процентных выплат потребуют осторожного и устойчивого подхода к финансированию процесса развития. Этим странам следует прилагать усилия к тому, чтобы добиваться больших результатов за счет меньших средств. В развивающихся странах с низкими доходами, таких как Нигерия, принципиальное значение будет иметь повышение налоговых поступлений в долгосрочной перспективе.

«В целом поддержка подъема экономики с помощью инструментов налогово-бюджетной политики, при одновременном управлении государственным долгом с учетом роста его размеров, является задачей тонкого балансирования», — считает эксперт МВФ Мехди Раисси.

Эти рекомендации стоит учесть российскому правительству, которое к началу июня должно подготовить общенациональный план восстановления занятости и доходов граждан, долгосрочного развития экономики.