Экономисты просят государство не скупиться и активнее поддерживать бизнес и население

| статьи | печать
Экономисты просят государство не скупиться и активнее поддерживать бизнес и население

Власти постепенно наращивают размер государственной поддержки экономики и граждан. Очередной пакет мер анонсирован президентом Путиным на днях, в частности, отсрочку выплат в страховые фонды распространят на весь средний и малый бизнес, а пособия по безработице в объеме МРОТ получат все безработные. В целом сегодняшний размер господдержки подходит к уровню 5% ВВП. Однако эксперты отмечают, что объем помощи в ряде других стран выше, да и объемы стимулирующих мер российских властей в 2009 г. составляли порядка 10% валового продукта.

В ходе недавнего совещания с главами регионов Владимир Путин обратил внимание на необходимость использовать хорошо просчитанные профилактические меры, главная цель которых — защита жизни и здоровья людей. Вместе с тем при этом нельзя останавливать экономику: закрывать транспортное, грузовое, пассажирское сообщение между регионами, массово ограничивать работу предприятий, невзирая на реальную обстановку, даже когда в субъекте Федерации зафиксированы единичные случаи заражения.

Даже в Москве с ее плотностью населения и концентрацией транспортных потоков, а значит, и объективно большими рисками распространения инфекции нет практически повсеместного закрытия предприятий. Многие столичные компании продолжают работу или перешли на удаленный режим труда.

Президент страны проинформировал глав регионов о новых мерах федерального центра, направленных на поддержку экономики и населения.

«В качестве экстренной, дополнительной помощи предлагаю распространить на все пострадавшие предприятия малого и среднего бизнеса отсрочку по уплате страховых взносов в социальные фонды на шесть месяцев — так, как мы это уже сделали для микропредприятий», — заявил В. Путин.

«Для малого и среднего бизнеса мы предусмотрели и отсрочку по всем налогам, кроме НДС, также на ближайшие шесть месяцев, — напомнил глава государства. — Однако специально обращал внимание правительства после встречи с предпринимателями: не должна возникнуть ситуация, когда через полгода компаниям придется сразу, одномоментно выплачивать накопленные долги. Поэтому реструктурируем такую задолженность. Ее можно будет гасить плавно, ежемесячно, равными долями в течение не менее года после окончания отсрочки».

Вместе с тем президент подчеркнул, что ситуация продолжает меняться, поэтому он поручил правительству с участием Центробанка в пятидневный срок подготовить программу дополнительной поддержки бизнеса. Она должна позволить компаниям максимально сохранять занятость и доходы сотрудников.

Ряд мер нацелен на поддержку населения, доходы которого резко снижаются в нынешних условиях. Так, всем, кто потерял работу и обратился в службу занятости после 1 марта текущего года, в апреле, мае и июне будут выплачивать пособие по безработице автоматически по верхней планке, которая уже пересмотрена в сторону увеличения, а именно в размере МРОТ — 12 130 руб. При этом В. Путин пообещал сделать так, чтобы оформить пособие можно было максимально просто и необременительно в дистанционном режиме.

Особые меры поддержки предполагаются семьям с детьми, где родители временно стали безработными. В этом случае помимо пособия по безработице и выплат, которые уже положены семьям с детьми, глава государства предложил на ближайшие три месяца дополнительно выплачивать еще по 3 тыс. руб. в месяц на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Еще одним шагом, направленным на поддержку родителей с детьми, станет указ президента о начале дополнительных выплат семьям, имеющим право на материнский капитал, по 5 тыс. руб. ежемесячно на каждого ребенка в возрасте до трех лет включительно. Такие выплаты будут осуществлены уже в апреле, а также в мае и июне.

Общий размер российских мер государственной поддержки, которые уже предлагаются руководством страны, по оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, составляет порядка 5% ВВП. Это близко к средним показателям объемов стимулирующих мер, которые используются в других странах. В Соединенных Штатах размер применяемых инструментов налогово-бюджетной политики, по данным COVID-19 Economic Stimulus Index на 1 апреля, равняется 10,5% ВВП, в Австралии — 9,7, Канаде — 6, Японии — 4,9, Казахстане — 3,4, Великобритании — 2,5, Чехии — 2% ВВП.

В России государство, по словам руководителя Центра исследований экономической политики МГУ Олега Буклемишева, прозвучавшим на заседании Экономического клуба ФБК, пока недооценивает масштабы кризиса. Реализация многих решений переложена на регионы, где в ряде случаев нет финансовых и интеллектуальных ресурсов для их воплощения в жизнь.

Сегодня отечественной экономике, по мнению директора Института экономики роста Анастасии Алехнович, необходимы меры поддержки стоимостью не менее 7%. Похожую оценку дает А. Кудрин, по мнению которого в ближайшем будущем предстоит выделить на поддержку предприятий еще средства в размере 2—3% ВВП, тогда общий пакет поддержки достигнет 7% валового продукта.

Глава Счетной палаты напомнил, что в кризис 2009 г. государство потратило почти 10% ВВП на поддержку населения и экономики. Причем половина ушла на капитализацию банков в разных формах, а значительная часть — на компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета и дополнительную помощь бизнесу.

«Мне кажется, бизнесу очень важно услышать, что новый пакет, достаточно серьезный, уже готовится, — подчеркнул А. Кудрин. — Это сейчас очень смягчило бы ситуацию. И нам придется идти опять же на нестандартные формы поддержки, которых в прошлый раз не было, — на прямые субсидии отдельным отраслям, теперь больше, наверное, не в банковский сектор, а сектор услуг, где нужно помочь, в том числе и частично компенсировать зарплату».

Президент страны пообещал на совещании с главами регионов поддержать затронутые кризисом отрасли экономики, рынок труда, систему здравоохранения и сделать все возможное для того, чтобы помочь людям, которые в такой поддержке сегодня нуждаются.

«Мы будем работать уверенно и ритмично, профессионально, — сказал В. Путин. — Подчеркну, для этого у нас все есть: устойчивая макроэкономическая ситуация, минимальный государственный долг, солидная „подушка безопасности“ в виде накопленных за предыдущие годы резервов, есть средства для решения проблем по любому из возможных сценариев, наконец, у нас есть опыт преодоления кризисных явлений в прошлые годы».